СТАНЕТ ЛИ БАМ-2 НОВЫМ ДОЛГОСТРОЕМ?

В советские времена Байкало-Амурская магистраль строилась прежде всего как рокадная дорога — то есть дорога, параллельная предполагаемой линии фронта. Дорога, по которой снабжался бы фронт. И потому министр, ответственный за строительство оборонного пояса на востоке страны, в разговоре со мной, в 80-е годы, обронил: «БАМ – это же копейки…»

Главным было укрепление восточных рубежей. Ведь в 60-е годы отношения с Китаем обострились до прямых военных столкновений (события на острове Даманском 1-15 марта 1969 года, ровно 50 лет назад). Тревожное ожидание было повсеместным. Например, на высшей точке мыса Песчаный, любимом месте отдыха жителей Владивостока, расположили батарею корабельных орудий. Огромные башни, чудовищные черные жерла, бетонные погреба, свежая смазка. Я был на той батарее в начале 90-х с Никитой Егоровым, коренным владивостокцем, внуком капитанов флота. Мы крутили ручки управления, легко разворачивали многотонные стволы. Только замки поставить, снаряды подвезти — и можно открывать огонь. «Если туда направить — прикроем вход в Уссурийскую бухту, — комментировал Никита. — А если в другую сторону – накрываем огнем Тигровую падь, по которой могли бы пойти на город китайские дивизии…»
Да, в 60-е и начале 70-х все могло быть. И потому Байкало-Амурская магистраль – всего лишь часть («копейки») всесоюзной военной стройки. В случае чего китайцы легко могли разбомбить Транссиб, идущий практически вдоль границы. Потому и начали строить БАМ.
И все-таки, несмотря на военную необходимость, БАМ строился медленно и трудно. Хотя и общепринято было: «БАМ — стройка века!», но это всего лишь дорога в 3819 километров. Вспомним: Транссиб — 7 тысяч километров от Миасса до Владивостока — построили за десять лет, при технических возможностях конца XIX века: кирками, лопатами и тачками. А мы в конце «атомного» ХХ века мучились 12 лет – да так толком и не достроили. Главный туннель — Северомуйский, протяженностью 15 километров – ввели в строй уже в исторически другую эпоху, в 2003 году, 26 лет строили! Он, как и большинство туннелей, однопутный, сейчас пропускает 16 пар поездов в сутки. Весь БАМ, в основном, однопутный и неэлектрифицированный. В 80-е годы, после приблизительного окончания строительства, города и поселки бамовцев оказались заброшенными. Сейчас — и вовсе.
Пять лет назад президент Путин объявил о программе модернизации магистрали, сейчас, по сути, идет новая стройка века – БАМ-2. И главное – не военное предназначение, а комплексное экономическое развитие гигантского края. В итоге – обеспечение нормальной, полноценной жизни людей, их доступа ко всем социально-культурным благам.
Поэтому планы модернизации БАМа надо только приветствовать. Правда, без «но» не обойдется. По некоторым признакам, БАМ-2 грозит превратиться в новый долгострой. Так, глава ОАО РЖД Олег Белозеров предполагает, что строительство второго Северомуйского туннеля займет 10 лет.
Заложенная в проекты ориентировочная стоимость модернизации БАМа и Транссиба –1,054 триллиона рублей. Из них на первый этап, до 2020 года – 562.4 миллиарда. Как они расходуются? 2020 год близко, а сообщений об особых достижениях пока нет. На БАМ-2 идут государственные, бюджетные деньги. Вплоть до средств из неприкосновенных запасов, из Фонда национального благосостояния.
Россия по территории больше Казахстана почти в 7 раз, по населению – почти в 8 раз.
С 1992 года в Казахстане построили больше 2,5 тысячи километров железных дорог.
В России – 407 километров.

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x