НА МОСКОВСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ ФЕСТИВАЛЕ ПРОШЕЛ ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ

День, конечно, был обычный, множество премьер, в том числе два фильма, из-за которых сломали копья, поделившись на два лагеря, все кинокритики. Кто-то выразился в духе, что аморально на одном фестивале, да еще и в одно и то же время, проводить премьеру отреставрированного фильма «Годовщина революции» Дзиги Вертова, нашего классика-авангардиста, и оголтело коммерческих «Мстителей», премьеру финальной части которого мало того что перенесли, да еще и отменили пресс показ и журналистам пришлось выкручиваться.

Но мы, как всегда, не об этом. Мы выбираем то, что останется после того, как сойдет информационная пена. Те фильмы, о которых хочется подумать и даже пересмотреть. К примеру, документальная лента болгарско-югославской кинематографистки из Лондона Доли Гавански «Женский день», которую я лично очень хотела бы увидеть на Первом канале 8 марта, потому что правдивее о судьбе советских и российских женщин мало кто рассказывал. Но лицом к лицу лица не увидать, взгляд со стороны всегда более нейтральный и видит нас такими, какими мы не отражаемся для себя в зеркале.

Начать с того, что в фильме собран сумасшедший архив – такие кадры, собранные вместе, вы не видели никогда, от первых демонстраций с кастрюлями, а Феральская революция началась, как известно, из-за женщин. Кто-то пустил слух что в Петербурге закончилась провизия, и они вышли на улицу в знак протеста. Здесь есть и многочисленная хроника Паши Ангелиной, первой женщины бригадира тракторной брига­ды, которая давала 50 норм в год, то есть хлеб, собранный ею, страна ела еще долго после ее смерти! И именно она стала прототипом Колхозницы в знаменитой скульптурной паре Веры Мухиной. Здесь есть женщины Гулага, первые феминистки — диссидентки, женщина, пережившая блокаду, и знаменитая «Красная Шапочка», которая медсестрой вытаскивала раненых с передовой на себе. Она, кстати, в свои 94 сама пришла на премьеру в пиджаке с орденами, который весит 6 киллограм. Я осталась на той войне, говорит она в кадре, я не могу ее покинуть, не могу. От многих признаний наворачиваются слезы на глаза, от многих становится смешно. Как, например, от рассказа московского риелтора об обвинении в порнографии, когда она с подружками в школе сфотографировалась в трусах, изображая обложку пластинки группы «Арабеск».

Другая феноменальная история про диктора ЦТ Дину Григорьеву, которая вела парады и обьявила в новостях о взрыве реактора в Чернобыле, а спустя сорок лет буквально за месяц сгорела ее дочь. Эта сцена рифмуется с интервью со Светланой Алексиевич, которая тоже вспоминала Чернобыль, здесь также показали ее простую и пронзительную нобелевскую речь. Интервью с Ольгой Усковой, которая придумала беспилотные машины, и Натальей Касперской, занимающейся компьютерными антивирусами, у которой похитили сына. Речи Терешковой и редкие кадры ее в ракете, Плисецкая, танцующая на сцене Большого, и ее родители, которые пострадали от репрессий. Что считалось неприличным в балете от педагога Вагановского училища и как заниматься любовью в коммунальной квартире, как боролись со вшами на вой­не, как рвали паранжу в Узбекистане и как брали налог за бездетность в застойные времена.

Все это – в калейдоскопе безоценочного взгляда режиссера Доли Гавански. Ей самой было интересно в этом разобраться, она, выросла в СССР, она искала ответы на свои личные вопросы – какая она судьба советской и российской женщины? Доля собирала свой фильм три года, и по глубине материала мало что было показано в последнее время. Такой фильм невозможно снять ни на одном российском телеканале, потому что отстраненный взгляд извне является более точным, возможно, более клишированным в чем-то, но, безусловно, полным любви и искреннего интереса к своим героиням. И если смотреть глубже, то тот вид феминизма, который зародился еще во времена революции, постоянно менявшийся за 100 лет, получивший перекошенную советскую форму: «я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик» и цветы раз в год как индульгенция, — этого никто не анализировал. Во всем этом, так совпавшим с современными веяниями, так интересно сейчас разбираться. Надеюсь, что фильм выйдет в прокат или будут устроены специальные показы, потому что это стоит увидеть и обо всем подумать.
Кстати, сразу после этого в другом зале шел документальный фильм «Потому что мы мужики» режиссера Ю. Вемунна Свендсена из Норвегии. Обратную точку тоже было бы интересно посмотреть, но на все на ММКФ решительно не хватает времени.
Но об итогах 41-го Московского международного кинофестиваля мы вам обязательно расскажем.

Мария Чемберлен.

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x