ВОЗВРАЩЕНИЕ КНИГ

С Московским домом книги я познакомилась всего лишь семь лет назад. Тогда он мне показался современной крепостью с огромным лабиринтом книжных стеллажей, в которых можно запросто заблудиться. С годами это ощущение окрепло.

Время неумолимо бежит вперед, а ты стоишь, увлеченный чтением книги. Сознание возвращается в бегущий временной поток от звонка телефона.

— Куда пропала!? Два часа прошло! Пара закончилась! — Беспокойный, кричащий голос колокольчиком врывался в сонные мысли, еще погруженные в очередной художественный мир. И лишь спустя несколько мгновений я начинаю понимать, что происходит.

Оказалось, что за чтением время стремительно пролетело. Больше двух часов я стояла, замерев между высокими стенами книжного лабиринта, держа книгу и погружаясь в шелест страниц. Вокруг проплывают люди, сотрудники магазина, громко разговаривают дети, родители им шикают, но это не всегда помогает. Это ведь было! Было?

Два с половиной месяца самоизоляции книжные лабиринты крепости пустовали. По ним не прогуливались любители бульварных романов и комедий, классической прозы и поэзии, не бегали школьники с родителями в поисках нужного сборника рассказов, не застывали, склонившись, словно сонные жирафы, студенты.

И какое счастье было узнать, что с первого июня московский дом книги вновь отрывает свои двери.

Еще три месяца назад сказал бы кто, что посещая любой магазин, я должна буду надевать медицинскую маску и перчатки, иначе просто не пустят, я бы, мягко говоря, не поверила. И что же! Миновав контрольно-пропускной пункт, организованный в парадном входе, иду мимо кассы. Взгляд цепляется за объявление: «Маски по 25 и перчатки по 35 рублей». Для полноты образа не хватает белого халата и шапочки..

Первый этаж – канцелярия, детские книжки, художественная литература, сувениры для туристов и целый ряд касс. А людей по пальцам пересчитать: кто-то у кассы, кто-то в отделе детской литературы, кто-то тихо бродит между книжными стеллажами. Всего в мое поле зрение попало не более пяти человек.

Я поднялась на второй этаж. Там меня встретил продавец-консультант. На его рубашке был закреплен бейджик с именем «Владислав». На деле, консультантов рядом с лестницей было больше, чем я насчитала человек внизу.
Именно на втором этаже состоялась моя встреча с Натальей Короткой, коммерческим директором Московского дома книги.
— Мне бы хотелось узнать про первые рабочие дни после смягчения самоизоляции: во сколько вы открылись? Много ли было покупателей в первый день? В какое время приходили?
— Все наши сетевые магазины начали работать по единому для всех графику: мы открылись в десять утра. В первые дни у нас на Арбате покупатели начали приходить примерно в половину двенадцатого. До этого времени их было мало. Да и сейчас народа не много.
Везде, в каждом открытом магазине были посетители (покупатели). Отличалось только время «часа пик»: если на Арбате наибольшее число посетителей было ближе к полудню, то в сетевых магазинах люди приходили к открытию. Первый чек после самоизоляции выбит в 10:03!
— Ого! Они там стояли и ждали что ли?
— В Измайлово люди собрались в очередь еще до открытия. Нет, не толпа была, но несколько человек стояло. Однако есть покупатели, пришедшие купить что-то конкретное, и те, кто просто соскучился, чтобы просто побродить между полок. В сетевых магазинах это можно наблюдать чаще.
Люди ведут себя по-разному. К примеру, мы открылись и должны соблюдать правила: носить перчатки, маски. И в торговых залах это делать обязательно. Но можно встретить довольно много покупателей, которые приходят либо без перчаток, либо заходят в магазин и такое ощущение, что дома – сразу все поснимали и начинают ходить. И мы идем за ними и просим надевать средства защиты. Во-первых, это норма, которую мы должны соблюдать, во-вторых, «береженного бог бережет». У нас было проведено несколько собраний с нашими сотрудниками, особенно в первые два дня, чтобы проговорить еще раз то, что они обязаны быть в экипировке, но и гостям магазина делать замечания. Последним следует делать замечания в корректной форме.
А так у всех настрой очень положительный. За неделю у нас не было никаких конфликтных ситуаций, какие обычно бывают. Мне кажется, что все так соскучились по ощущению, что ты можешь выйти и куда-то пойти. А если мы говорим про наших покупателей в магазине, то нам вдвойне приятнее, потому что книжная сфера имеет свою специфику. Здесь это духовная пища. Ты пришел сюда, и ты понимаешь, зачем ты пришел.
— Расскажите, какая была первая покупка?
— В первую очередь стали приобретать детскую и художественную литературу. В интернет-магазине мы продавали все, как и прежде. Хотя это у нас никогда не было системообразующим. В условиях самоизоляции стало понятно, что необходимо развивать данное направление, выручка в котором в два-три раза больше, чем до пандемии.
— Мне мои знакомые звонили: «Наташ, вы открылись? Хотим посмотреть книжки для детей и выбрать руками». Интернет-магазин останется и будет востребован, но мне кажется, что возвращаться людям после самоизоляции будет очень тяжело. Они переживают из-за самоизоляции, из-за того, что могут заболеть – это очень сильное психологическое влияние. Я это смотрю по нашим сотрудникам. Они как-то неспокойно реагируют. И поэтому лишний раз никто никуда не пойдет. И я думаю, что это еще долго будет продолжаться.
Влияет также и то, что у всех доход стал меньше. У нас даже в первый день три или четыре раза так было, когда люди приходят и говорят: «Ой, как мы рады, что вы открылись. Но мы зашли просто посмотреть. Покупать не будем».
Честно сказать, мы рады, что даже просто открылись. Нам сейчас важно помочь клиентам максимально быстро освоиться в мире без самоизоляции, подсказать, помочь подобрать по цене. Мы, конечно, с надеждой смотрим в будущее, но сейчас ситуация очень тяжелая. Перед пандемией мы успели увеличить зону кафе. Теперь там может поместиться около пятисот человек.
Наталья также добавила, что во время эпидемии не было возможности проводить вечера со знаменитостями на территории книжного, что стало большой проблемой. Именно такие вечера создают приток посетителей. И во время пандемии вечера транслировали в онлайн режиме. Так, в программе был Андрей Макаревич, Андрей Рой и многие другие. Иногда в день проводилось по две-три встречи.
-Можно и пять встреч провести, но они не будут так востребованы. Одно дело смотреть в экран, а другое – находиться рядом, видеть и слышать главного гостя встречи. К концу пандемии люди подустали, насытившись всеми этими просмотрами.
— Поняла Вас. А теперь давайте представим, что пандемия закончилась совсем и все запреты сняты. Что необходимо развивать и дальше в вашей индустрии?
— Я думаю, что нужно продолжать развивать сферу обслуживания, чтобы покупатели ощущали себя комфортно в магазинах. И тот, кто сможет удерживать уровень сервиса, развивать спектр и качество услуг, тот безусловно окажется в плюсе.
Более того, Короткая добавила, что общение в онлайн формате нужно развивать и дальше.
— Общение между людьми – это самое главное ради чего мы живем. В книжных магазинах сам бог велел создавать атмосферу уюта для чтения или общения.

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x