РАБСТВО И РЕВОЛЮЦИЯ. Часть 2

160 лет назад, в 1861 году, в России отменили крепостное право. Через 56 лет грянула революция. Сейчас-то известно, что никаких особых предпосылок к ней не было. И даже наоборот: экономика страны находилась на подъеме. Что занесло русский народ в революцию?

Чтобы представить состояние российского общества в 1861 году, достаточно вспомнить, с каким воодушевлением встретили мы появление Горбачева и вслед за ним радикального реформатора Ельцина. Вновь возник тот самый лозунг: свобода – всем, земля – крестьянам, фабрики – рабочим. Сколько было надежд! И свободу вроде бы нам дали, и землю с фабриками в виде ваучеров раздали. Только где они и что мы имеем сегодня, сейчас. Ничего. Причем обязательно отмечу феномен: угнетал коммунистический режим, ваучерами и приватизацией обманул и ограбил народ режим Ельцина, а многие ненавидят Горбачева — того, кто дал надежду.

 Обманутые надежды

 Так и тогда. После многовекового рабства появилась, сверкнула, озарила русский мир надежда на справедливость. А в итоге – обман. Жесточайший удар по нравственному, психологическому сознанию общества.

Благодатная реформа — отмена рабства (крепостного права) – породила поколение революционеров-экстремистов. Потому что обманутые надежды часто рождают в людях такую яростную ненависть, какую не рождает никакое сегодняшнее безнадежное угнетение.

Образованное общество, желающее блага народу и стране, окончательно разуверилось в царе и во власти. Более того – общество возненавидело царя и власть, как никогда прежде.

Оно, общество, даже своего кумира Чернышевского уже не слушало. Считается, что Чернышевский был самым радикальным, что он к топору звал Русь. Причем так считали и царские власти, и это же приписали ему советские историки. Одни – чтобы посадить, уничтожить, другие – чтоб изобразить его радикальным революционером. На самом же деле Чернышевский не призывал к топору. Во всяком случае, никак не доказано, что напечатанное в «Колоколе» знаменитое «Письмо из провинции» с заключительным «К топору зовите Русь!» принадлежит перу Чернышевского. В действительности Чернышевский боялся народного восстания. В «Письмах без адреса» он предостерегал, что русский бунт обернется поголовной резней и погромом, сокрушением всего, чего достигла Россия.

Но его уже не слушали. Кумирами молодежи становились ярые ненавистники всего и вся, которые переплюнули в нигилизме самого Дмитрия Писарева с его лозунгом: «Что можно разбить, то и нужно разбивать… Бей налево и направо».

В 1861-1862 годах по России распространяются многочисленные прокламации самого радикального толка. В них говорилось, в частности:

«Государь обманул ожидание народа: дал ему волю не настоящую, не ту, о которой народ мечтал и какая ему нужна… Все это не может и не должно быть прощено правительству. Не народ существует для правительства, а правительство для народа…

Мы хотим полного уничтожения следов крепостного права, уничтожения развитого им неравенства в земледелии; мы хотим полного обновления страны…

Если царь не пойдет на уступки, если вспыхнет общее восстание, недовольные будут последовательны, они придут к крайним требованиям… Если для осуществления наших стремлений — для раздела земли между народом — пришлось бы вырезать 100 тысяч помещиков, мы не испугались бы и этого…»

Открыто раздавались угрозы пролить «втрое больше крови, чем якобинцы».

Появилось слово «нигилист». Возникла «Земля и воля», из нее вышла террористическая «Народная воля». За царем-освободителем охотились по всей стране, устроили несколько покушений, и в конце концов, в 1881 году, убили. Андрей Желябов и его товарищи отомстили Александру II за обманутые надежды отцов. Террористов повесили. Через шесть лет, в 1887 году, за попытку покушения уже на Александра III казнили другую группу народовольцев, среди них – Александра Ульянова.

Владимир Ульянов начал мстить за повешенного брата. Его поддержали внуки и правнуки расстрелянного вожака восставших крестьян Антона Петрова, которые мстили за дедушку Антона.

Так закончилась реформа, которая могла вывести Россию к свободе и к свету. А привела к Октябрьской революции 1917 года. Которую называют большевистским переворотом, потому как революция была в феврале. И на этом основании в свободомыслящих массах еще в давние советские времена ходили разговоры: вот, мол, в феврале-то и надо было остановиться, и было бы у нас как во всем мире — буржуазная революция, капитализм. По поводу если бы да кабы рассуждать можно много и долго. Здесь же я приведу отчаянное, пророческое предупреждение Чернышевского, которого и тогда никто не слушал, и при советской власти скрыли его слова от народа, и сейчас не знают:

«Народ невежествен, исполнен грубых предрассудков и слепой ненависти ко всем, отказавшимся от его диких привычек. Он не делает никакой разницы между людьми, носящими немецкое платье; с ними со всеми он стал бы поступать одинаково. Он не пощадит и нашей науки, нашей поэзии, наших искусств; он станет уничтожать нашу цивилизацию».

Что и произошло в октябре 1917 года. Народ ненавидел всех господ без разбора и уже не верил никаким господам, а слушал только тех, кто призывал крушить мир и резать господ – то есть верил только большевикам.

Всеобщий морок?

Что занесло русский народ в революцию? Миллионы и миллионы даже не слышали о Марксе каком-то, но пошли за большевиками лавой, на смерть и кровь. И громадную страну залили кровью и усеяли смертью. Почему, зачем, из каких таких убеждений или чувств?

Сейчас-то известно, что никаких особых предпосылок к революции не было. И даже наоборот: экономика страны на подъеме. Конечно, жизнь рабочих в тогдашней заводской слободке далеко не мед и не сахар. Но все же и не тот беспросветный мрак, какой обычно рисовали коммунистические историки. Даже в любимом советскими идеологами романе Горького «Мать», если читать его внимательно, жизнь эта выглядит совсем иначе, нежели в учебниках.

Вообще, удивительно, как советские люди умудрялись пропускать такие детали мимо глаз и мимо сознания. Упомяну, кстати, другой роман, который читали (и с удовольствием!) все советские люди – «Белеет парус одинокий» Валентина Катаева. Автор изображает там преподавателя средних учебных заведений Петра Васильевича Бачея робким, этаким пролетарием умственного труда. Но в деталях солгать – писательская рука не повернулась. Или не послушалась. Или просто так, само собой написалось. И потом идеологической цензурой не замечалось. А в деталях, если чуть-чуть присмотреться (но советские люди почему-то не присматривались, вот что поразительно) получается, что преподаватель средних учебных заведений на свою зарплату содержал двух детей, свояченицу да еще оплачивал труд кухарки-горничной Дуняши. Прочитает это нынешний школьный учитель и буквально за голову схватится: какие ж мы были слепые!

Однако вернемся к роману «Мать», к Павлу Власову, к его жизни в рабочей слободке.

«Павел сделал все, что надо молодому парню: купил гармонику, рубашку с накрахмаленной грудью, яркий галстук, галоши, трость и стал такой же, как все подростки его лет».

Это, значит, угнетенный рабочий парень? Учтите, что ему пятнадцать-шестнадцать лет, никакой особой квалификации и соответственной зарплаты у него еще нет. Отец умер, мать не работала. Он один семью содержал. А жили они так:

«Треть дома занимала кухня и, отгороженная от нее тонкой переборкой, маленькая комнатка, в которой спала мать. Остальные две трети – квадратная комната с двумя окнами; в одном углу ее – кровать Павла, в переднем – стол и две лавки. Несколько стульев, комод для белья, на нем маленькое зеркало, сундук с платьем, часы на стене и две иконы в углу – вот и все».

Это значит, что у каждого человека в семье угнетенного рабочего Павла Власова была отдельная комната. Помнится, что-то такое вписывали коммунисты не куда-нибудь, а в программу построения коммунизма в Советском Союзе. Смею уверить, что в большинстве своем советские люди, тем более в тех же оставшихся рабочих слободках, все годы советской власти, через семьдесят лет после Павла Власова, жили немногим лучше. И часто гораздо хуже, потому как в таких домиках теснились иногда две-три семьи: бабушка с дедушкой, отец с матерью, да еще и старший брат с женой. В очередях на заветную благоустроенную квартиру стояли по двадцать лет.

(В 2016 году Счетная палата РФ перевела дореволюционные зарплаты в современные рубли. Согласно этим данным, слесарь в 1913 году зарабатывал 57 рублей. Эта сумма эквивалентна 86 тысячам в 2016 году. По данным информационно-аналитического портала proprof.ru, средняя зарплата слесаря-сантехника в России в 2016 году — 25 тысяч рублей, слесаря-ремонтника — 22 тысячи 553 рубля.)

Поводом для февральских выступлений рабочих Петербурга стали перебои с хлебом.

Очередь за хлебом в Петербурге, февраль 1917 года

В России вводилась карточная система. Столицу охватили слухи, что карточки введут и в Петербурге. К хлебным лавкам выстроились громадные очереди. Но в любом случае это не причина для бунта в тех условиях. Ведь страна вот уже третий год воюет с чужеземцами, можно и потерпеть. Однако русский народ не стерпел. Грянул революционный гром. Рабочие вышли на улицы Петербурга, запасные батальоны Волынского, Литовского, Преображенского полков присоединились к забастовщикам и манифестантам. Так свершилась Февральская революция 1917 года.

А теперь попробуйте представить 1942 год, блокаду Ленинграда. Суточную пайку хлеба срезают еще на пятьдесят граммов. В ответ рабочие останавливают станки и выходят на улицы с плакатами «Долой советскую власть!» «Долой Сталина и Жданова!». Войска Ленинградского и Волховского фронтов оставляют окопы и присоединяются к демонстрантам. Гитлеровские солдаты беспрепятственно, играя на губных гармошках, входят в оставленные города и села, в Ленинград. Можно ли допустить такое в самом больном воображении или в самом страшном сне? А в Петербурге в феврале 1917 года, на мой взгляд, так и произошло.

Что случилось?

Как это назвать? Как это определить? Массовое помрачение рассудка? Всеобщий морок? Господь в единый год и час лишил разума стомиллионный народ?

 Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

(Продолжение следует)

На снимке: восстание Волынского Литовского и Преображенского полков.

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x