СОВЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЕЙ ОКАЗАЛСЯ В ТУПИКЕ, ПОЛУЧИВ ЗАДАЧУ ВЫВЕСТИ СТРАНУ ИЗ ТУПИКА

Президент РФ Владимир Путин сформулировал глобальные задачи, сформировал рабочую команду для их решения и придал политическую волю ее деятельности. В этой команде министры подчинены законодателям. На первый план вышла роль неформального органа в виде Совета законодателей Федерального Собрания.

Очередное заседание Президиума Совета законодателей провели во вторник в режиме видео-конференц-связи зампреды палат Федерального Собрания Андрей Яцкин и Ирина Яровая. На сей раз обсудили вопросы ценообразования на рынке жилья в условиях реализации программ льготного ипотечного кредитования, а также проведения государственного экологического мониторинга.

Также традиционно мероприятие тщательно подготовлено с целью достижения ощутимого результата. Результат оказался такой, что, выполняя установку на решение задачи, обнаружили новые факты заведения в тупик.

То есть на выходе объем проблем вырос, а не сократился. Понять причины безнадежного тормоза непросто, пока дискуссия не сталкивается с очередей индикаторной точкой расхождения заданных установок со здравым смыслом. Они высвечиваются достаточно ясно, если исходить из декларируемых целей улучшения качества жизни и здоровья людей.

Если же оставить пропагандистское оформление депутатам и вспомнить о целях постмодернистских программ, все изначально становится на свои места, потому реальные задачи далеки от гуманизма. Но в таком случае и проводить их преступно, как минимум недопустимо.

Например, Ирина Яровая предложила ввести понятие экологического происшествия, которое не содержит первичных признаков правонарушения и для оценки которого требуется проведение научных исследований. Такой подход позволил депутату от Камчатки быстро выйти на достоверные выводы для потравы приливом токсичных Dinophytae.

Яровая столкнулась с тем, что ситуация на Камчатке не подпадала под закон, но требовала проведения комплексных мероприятий.

Мероприятия провели, и все, казалось бы, очевидно, красные приливы давно описаны. Далее место изучения этого загадочного царства эукариотических организмов заняли бесплодные споры. Если США удалось заставить мир поверить в антропогенный характер глобального потепления и даже наш президент транслирует это вопреки данным науки, что стоит признать вину России в отправлении захваченной ими Камчатки.

Надо отдать должное Яцкину и Яровой. В заданной системе координат они действуют профессионально и с огромным напряжением. Они хорошо подготовились и представили развернутый анализ ситуации в обеих заявленных темах.

Ирина Яровая сообщила, что единая система государственного экологического мониторинга создается с 2013 года. Она включает 15 подсистем. Правительству было поручено создать комплексную информационную систему мониторинга окружающей среды. Есть предложение установить понятие экологического паспорта региона. Сбор данных не является самоцелью, он должен иметь умную обработку, текущую корректировку и становится целеполаганием программ экологической безопасности. Формирование паспорта будет являться критерием безопасности жизни в регионе, сохранения здоровья и профилактики заболеваний.  Экологический мониторинг должен решать вопросы сохранности здоровья.

Минприроды не выполнило поручение вице-премьера и ни разу не собрало межведомственную группу.

Андрей Яцкин со своей стороны подчеркнул, что речь идет о выходе на принципиально новый технологический уровень, создании целостной картины в масштабе всей страны и глубокой модернизации всей наблюдательной сети Росгидромета. Гидрологических станций сегодня вдвое меньше необходимого минимума. Лишь треть из них автоматизированы. За последние восемь лет прекратили работу триста станций. Чтобы обеспечить активный мониторинг водных объектов, потребуется ввести в эксплуатацию более трех тысяч новых гидрологических постов. Что касается метеостанций, та же картина: не хватает 40% от необходимого числа. В 41 регионе отсутствует региональная сеть мониторинга воздуха, наблюдение ведется только в 124 городах с населением более ста тысяч человек. Даже неполные данные действующей наблюдательной сети показывают, как остро стоит проблема. В прошлом году зарегистрировано более шестисот случаев экстремального загрязнения окружающей среды. Низкий показатель кассового исполнения по федеральному проекту «Чистый воздух» заслуживает переоценки и предложений, как скорость исполнения увеличить.

Зампред СФ подчеркнул, что особое внимание при создании системы мониторинга будет уделено Арктической зоне. Запланирована масштабная модернизация пунктов наблюдения и лабораторной базы в Арктике. Усилен контроль выбросов метана и окиси углерода, создана государственная система мониторинга многолетней мерзлоты.

Второй вопрос повестки посвящен ценообразованию на рынке жилья. Это сложный нелинейный процесс. Тем более в условиях масштабной программы льготного ипотечного кредитования. Уже более полумиллиона российских семей стали выгодоприобретателями этого механизма. Реализуется целый пакет льготных программ – семейная, сельская, дальневосточная ипотека.

В процессе реализации этих мер поддержки мы столкнулись с побочным эффектом: при недостаточном предложении ускорился рост цен на жилье. В 2020 году в среднем рост цен за метр на первичном рынке превысил 20%, ускорившись в 6,5 раза. На конец года стоимость метра первички вдвое превышала среднедушевой доход. В первом квартале текущего года  — уже в 2,5 раза. За 2020 год время накоплений для покупки квартиры гражданином со среднедушевым доходом выросло на год, а в некоторых регионах — на три года. В ряде регионов рост цен попросту съедает снижение ипотечных ставок.

Недопустима ситуация, когда основными бенефициарами льгот становятся не граждане, а застройщики. Снижение реальных доходов граждан в условиях пандемии привело к снижению обеспеченности выдаваемых кредитов. заметно выросла доля кредитов с первоначальным взносом менее 20%. Общая задолженность по ипотечным кредитам за год выросла на четверть и превысила десять триллионов рублей. Объем просроченной задолженности также не мал — почти 70 миллиардов рублей.

Андрей Яцкин заявил, что снижение кредитных лимитов не должно толкать граждан на непосильные кредиты. Сегодня отсутствует ограничение на количество кредитов одному заемщику по программе льготной ипотеки. В результате этим инструментом зачастую пользуются в инвестиционных целях.

«С учетом анализа ситуации на местах мы должны выйти на сбалансированные решения в интересах повышения доступности жилья для граждан», – завершил Яцкин универсальной формулой, подходящей для любой темы в части неувядаемой заботы власти о народе.

Лев МОСКОВКИН.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x