От поиска гедонизма к сбою матрицы через питчинг

Фестиваль актуального научного кино (ФАНК) существует с 2015 года, кочуя по стране. Документальное полнометражное кино посмотрели 350 тысяч зрителей. И для авторов фильма, и для зрителей это бесплатно. После просмотров проходят обсуждения с участием ученых. Заказать просмотр может, например, библиотека или даже собрание соседей. Год науки стал поводом впервые провести ФАНК в Москве.

Тематическая палитра фестиваля широкая, но стандартная – космос, генная инженерия, страхи.

Руководитель департамента кинематографии Министерства культуры РФ Светлана Максимченко на пресс-конференции в ТАСС предупредила, что будет проводить питчинг. Подано 35 заявок на поддержку фильмов о науке, и поддержаны будут не все. Надо приложить письмо научной организации об актуальности темы. Однако поддержку расширили.

По словам чиновницы из Минкульта, нам не хватает поддержки на уровне разработки, на уровне написания сценария.

– Мы хотим больше научного документального кино. У нас меньше производится этот контент, меньше рассказываем о своих успехах и показываем молодежи, – сказала глава департамента.
Заблудившись между «мы» и и «они», Максимченко не без гордости за Родину отметила, что студия им. Горького перезапустила киножурнал «Хочу все знать», выразив надежду, что такие фестивали, как ФАНК, будут способствовать росту популярности научного кино.

Словечки типа «питчинг» привнесла в практику Минкульта очаровательная госпожа министр Ольга Любимова. На практике это означает презентацию кинопроекта для привлечения инвесторов.
Возможно, ФАНК вдохнет новую жизнь в пресловутый питчинг. Пока же вынужден писать вслепую – почем мне знать, что они там поддержат, сделают и покажут. Остается надеяться, что это будет не так провально и позорно, как всегда сегодня стало про науку.

Надо надеяться на лучшее.

Программный директор ФАНК Ирина Белых намерена показывать авторское кино. На фестивале будут представлены шестнадцать зарубежных и пять отечественных фильмов, снятых женщинами-режиссерами. Картины уже вышли в прокат.

Белых заявила, что фестиваль должен не только показывать, но и продвигать отечественное кино. Это полнометражные документальные фильмы, а не игровое кино, что чаще – научная фантастика. Надо популяризировать наших ученых.

Похвально. А что мешает?

Ирина Белых выступила со свежей мыслью о том, что проект ФАНК объединяет мир науки и мир искусства. Напомнила о споре на Би-би-си между телепродюсерами и представителями науки. Продюсеры победили: фильмы не должны быть простым изложением фактов, в них должны быть истории. Научный фильм должен оставлять больше вопросов, чем ответов.

По-моему, это демонстрация научного и одновременно режиссерского бессилия. Меня учили, что наука должна давать ответы и двигаться дальше. Туман на сцене – миссия журналистики.
Провела пресс-конференцию про ФАНК Ирина Александрова, удивляясь «заговору» девчонок: все авторы отечественных фильмов – женщины, и для приза от имени ученого тоже выбрана женщина, знаменитая и потомственная исследователь мозга Наталья Бехтерева.

Исполнительный директор Фонда имени Н. Бехтеревой Елена Кокурина успокоила: все поголовно члены жюри конкурса фильмов о мозге – мужчины, профессора и академики.

Надо сказать, что Елена Кокурина – одна из последних научно-популярных журналистов России, а может быть и мира. С образованием журфака МГУ ей это удалось. Ко всему остальному однозначно применимо выражение президента Ассоциации научных журналистов Виолы Егиковой о превращении науки в погремушку.

Девчонки, успехов вам! А вдруг получится. Мне бы хотелось. Как сказал последний великий эволюционист русской школы Юрий Чайковский: «И переводя взгляд с могил природы на ее колыбели, философ может снова улыбнуться».

 

Иллюстрация: фрагмент афиши фильма «В погоне за гедонией», открывающего фестиваль.

Добавить комментарий