Выплаты гражданам подтягиваются к заданному ограничению

Госдума приняла законы о повышении МРОТ и прожиточного минимума, об ограничении микрофинансовых организаций, о бюджетах на 2022 год и плановый период 2023-2024, законопроект об усилении прав потребителей, а также назначила двух членов совета директоров Банка России и заодно с неодобрением обсудила его роль.

На пленарном заседании Госдумы в среду 24 ноября выращен богатый урожай законодательных инициатив. Прежде всего следует отметить то, что больше всего пиарили — закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». Документ внесен правительством, ключевую поправку внес президент: установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2022 года в сумме 13 890 рублей в месяц.

Одновременно принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Концепция законопроекта состояла в возложении обязанностей администратора по предоставлению гражданам отдельных мер социальной поддержки на Пенсионный фонд.

Тут та же ситуация: документ внесен правительством, а ключевую поправку внес президент. Предлагается установить, что величина прожиточного минимума (ПМ) в целом по Российской Федерации на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, в том числе для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, на 2022 год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В 2022 году ПМ составит 12 654 рубля, для трудоспособного населения – 13 793 рубля, для пенсионеров – 10 882 рубля, для детей – 12 274 рубля.

Принят в первом чтении законопроект о недопустимых условиях договора, ущемляющих права потребителей. Документ под названием «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» представила глава Роспотребндзора Анна Попова.

По новому закону условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными международными договорами Российской Федерации и Законом РФ «О защите прав потребителей» являются недопустимыми и ничтожными. Требования потребителя о возмещении убытков должны быть удовлетворены в течение 10-ти дней со дня предъявления таких требований.

Закрепляется перечень условий договора, которые признаются недопустимыми и ущемляющими права потребителя. А именно: предоставляющие продавцу право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства; ограничивающие право потребителя на предусмотренный законом свободный выбор территориальной подсудности споров; исключающие или ограничивающие ответственность продавца за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств; устанавливающие обязательный досудебный порядок рассмотрения споров.

Продавец не вправе отказывать в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора в связи с отказом потребителя предоставить свои персональные данные, за исключением случаев, когда обязанность предоставления таких данных предусмотрена законодательством Российской Федерации или непосредственно связана с исполнением договора с потребителем.

В спорах принят закон о наделении Банка России полномочиями по установлению прямых количественных ограничений для банков и микрофинансовых организаций. Документ внесен по инициативе председателя комитета ГД по финрынку Анатолием Аксаковым под названием «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и статьи 9 и 14 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

Ограничения вводятся как для кредиторов, так и для заёмщиков. Банк России вправе уменьшить значение макропруденциального лимита в отношении кредитной или микрофинансовой организации. Закон сложный, без пол-литра не разберешься, что это и как оно может работать.

Коммунист Алексей Куринный и эсер Валерий Гартунг высказались против закона, которым якобы регулируют то, что давно можно было ликвидировать и забыть. Но для этого нужно решать проблему бедности.

Законы о бюджетах на 2022 год трех внебюджетных фондов — Пенсионного, соцстраха и медстраха — вызвал и критику и рассуждения о ковидной ситуации в стране. Ситуация и вправду нетерпимая, инфодемия ее только обострила. Страховая модель с заниженными тарифами создала паразитические присоски на системе здравоохранения. Фондовое финансирование и администрирование значительно менее эффективно по сравнению с тем, что делают органы власти и казна напрямую.

Недоволен даже единороос Михаил Тарасенко: «К сожалению, мы каждый год об этом говорим — о том, что у нас всё-таки система работает неправильно. Не богатые платят за бедных, а здоровые — за больных, а у нас богатым и здоровым созданы преференции, потому что ограничивается уплата страховых взносов с определенного уровня заработной платы. Это противоречит основополагающему принципу социального страхования».

Депутат Тарасенко особо подчеркнул, что уровень пенсионного обеспечения упадет, потому что он предполагает всего лишь рост на 5,6%.

«Единственное, что в этой ситуации заставляет нашу фракцию голосовать за этот законопроект, — это то, что президент дал поручение: найти решение этого вопроса, с тем, чтобы уровень пенсионного обеспечения граждан не снизился, а увеличился. Поэтому дано поручение. Цена этого вопроса — 150 миллиардов рублей. И это решение сейчас в правительстве активно ищут», — сказал Тарасенко.

Из дискуссии стало понятно, что выплаты гражданам подтягиваются к кем-то заданному ограничению. То есть уровень нашей жизни определяем не мы, наша работа и наши законы. Он установлен независимо от нашей воли.

Как никогда ожесточенные споры вызвал закон о федеральном бюджете на 2022 год. Председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров подготовил объемное постановление поручений правительству, которые надо исполнить. Например, среди прочего — провести анализ потребности в закупках систем для непрерывного неинвазивного мониторинга глюкозы для детей с сахарным диабетом 1 типа с целью оказания поддержки регионам, которые не справятся с финансированием таких систем.

Или вот такой пункт: «представить предложения по использованию остатков на счетах государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и юридических лиц, получателей субсидий из федеральною бюджета, включая доходы, полученные от размещения указанных остатков на депозитных счетах». Просто забрать деньги нельзя, для этого требуется внести изменения в закон. Компании этим пользуются, получают доход и ничего не перечисляют бюджет.

Макаров туманно намекнул, что денег там много. В ответ на требование Оксаны Дмитриевой назвать суммы, Макаров предложил ей самой добывать данные. Якобы Счетная палата предоставила информацию лично ему, не для разглашения. Наверняка Макаров не уверен, что из этого может что-то получиться.

Если Макаров хочет всё решать сам, он не должен злиться на тех, кому не нравятся ни бюджет, ни его подходы к исправлению бюджета. Чуда не произойдет.

Дискуссия по двум постановлениям о назначении на должность членов Совета директоров Центрального банка Ольги Скоробогатовой и Ольги Поляковой естественным образом развалилась на две темы. Обе дамы посетили фракции и на думской трибуне выглядели вполне достойно. Ни у кого нет сомнений, что они заняты важными и позитивными делами – продвижением карты «Мир», разработкой платформы цифрового рубля, системы быстрых платежей на замену дорогому эквайрингу.

Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина сообщила, что после событий 2014 года, вся обработка внутри российских операций по картам международных платежных систем была переведена в Россию, была запущена и успешно функционирует национальная платежная карта «Мир». В этом году ее рыночная доля достигла 25%. На базе карт «Мир» развиваются социальные транспортные карты в регионах. Создана и развивается система передачи финансовых сообщений Центрального банка SWIFT, также ключевой проект для гарантий суверенитета нашего платежного пространства.

Набиуллина умолчала, что национальная платежная система была запущена по настоянию зампреда СФ Евгения Бушмина, который на это, без преувеличения, жизнь положил. Кто теперь гордится, прежде сопротивлялся.

Естественно, депутаты пожелали высказаться о роли Банка России и вообще по проблемам финансовой системы страны. Система враждебна стране, ее населению и экономике.

Депутат Михаил Делягин от фракции эсеров заявил: «Мы будем до победы бороться за устранение того, что неприемлемо в позиции Банка России. Недопустима чрезмерно жесткая финансовая система, финансовая политика, которая вымаривает страну искусственно созданным денежным голодом, потому что ведь вымирание России, которое сейчас форсируется, дорогие друзья, — это не только результат оптимизации здравоохранения, когда огромная часть людей лишилась доступа к медицине к профессиональной, это еще и уничтожение конъюнктуры.

И абсолютно неприемлем отказ от ограничений финансовых спекуляций, что, как справедливо отмечала Эльвира Сахипзадовна, делает невозможным дешевый кредит и, соответственно, делает невозможными, уже от себя добавлю, конкурентоспособность, нормальное развитие России и, вообще-то говоря, и суверенитет на сегодняшний день.

Структура резервирования и риск-менеджмента, которая блокирует кредит реальному сектору, даже когда для кредита вполне посильна процентная ставка, тоже для нас неприемлема.

Мы считаем недопустимой концентрацию в банковской сфере, когда на один банк приходится больше половины всей чистой прибыли всей банковской системы, и это нормально считается.

Для нас неприемлемо огосударствление банковской системы, которое ведет, в том числе, к произволу монополий, к лютой комиссии, и мы ожидаем обещанных нам решений так же, как и в сфере защиты вкладчиков.

Ростовщические микрофинансовые организации — это не просто вредно и опасно для людей, это грех, извините, если здесь присутствуют религиозные люди. И меня очень пугает, что микрофинансовые организации защищают точно теми же терминами, один в один, которыми защищают легализацию наркотиков, причем не только конопли, но и героина, к сожалению.

Недостаточна защита вкладчиков, где мы тоже ожидаем обещанных решений. Ситуация с недостаточной защитой от отзыва лицензий у банков, и, с другой стороны, от мошенников — это тоже очень серьезные вещи.

Но мы помним и другие вещи. Мы помним банковскую санацию, которая, с моей точки зрения, является преступлением без срока давности».

Конец цитаты.

Кандидатуры Скоробогатовой и Поляковой Делягин поддержал.

Председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков был ошарашен напором. Этот человек делает все возможное в навязанной системе координат. Тут можно всё поломать и ничего не добиться. Банки сильны, и у них есть возможности обходить любые законы, выставлять дополнительные условия, создавать ограничения и нарушать права потребителей.

Поэтому Аксаков действует без наскоков, постепенно вырабатывая меры. В конце дня Дума приняла протокольное поручение, выработанное по инициативе Аксакова.

В тексте указано, что выявлен ряд проблем, сформировавшихся в последнее время в банковском секторе и имеющих существенное влияние на степень защищенности вкладчиков — физических лиц, в том числе:

— исторически сложившаяся структура банковского сектора, имеющая тенденцию к монополизации, что ведет к снижению конкуренции на финансовом рынке, в том числе на рынке вкладов;

— введение вкладчиков — физических лиц в заблуждение с целью подписания с ними не договоров вклада, а иных финансовых инструментов (договоров инвестиционного страхования жизни, договоров доверительного управления денежными средствами, брокерских инвестиционных счетов и т.п.);

— заключение с вкладчиками — физическими лицами договоров вклада, условия которых существенно хуже, чем указанные в рекламной информации (например, перечисление части начисленных на вклад процентов в пользу третьих лиц);

— предоставление договоров вклада, заключение которых на указанных в рекламной информации условиях обусловлено заключением вкладчиком дополнительных договоров или выполнением вкладчиком иных дополнительных требований;

— формирование кредитными организациями заградительных условий для свободного перемещения денежных средств граждан между банками (повышенные тарифы для снятия наличных денежных средств, закрытия счетов, перевода денежные средств со счета вкладчика — физического лица, открытого в одном банке, на его же счет в другом банке и т.п.).

Отмечена необходимость предоставить физическим лицам возможность размещения их накоплений на условиях, обеспечивающих сохранность и преумножение данных денежных средств с учетом инфляционной составляющей, а также предоставить физическим лицам дополнительную защиту от сформировавшихся негативных тенденций.

Комитету Думы по финансовому рынку поручено запросить в правительстве и Банке России информацию о достаточности и необходимости изменений законодательства и подзаконных актов. Целью является исключение всех выявленных безобразий.

Лев МОСКОВКИН.