История и загадки станции метро «Динамо»

Станцию «Динамо» решили открыть именно из-за большого числа болельщиков, стремящихся попасть на матчи на одноименный стадион, который был открыт в 1928 году к Всесоюзной Спартакиаде.

Число стремящихся попасть на игру болельщиков достигало 25 тысяч. Из-за толп футбольных фантов на Ленинградском шоссе были постоянные пробки. Многие, чтобы хоть как-то сократить себе путь, добирались до стадиона «Динамо» от станции метро «Сокол», а потом доезжали на трамвае или автобусе. Зачастую из-за повисших на поручнях болельщиков водители общественного транспорта не могли закрыть двери. Чтобы решить эту проблему было решено открыть у стадиона станцию метро с двумя наземными вестибюлями.

Но метростроевцы столкнулись с большой проблемой — геология этого места сильно затрудняла прокладку подземных тоннелей. В районе станции находятся водонасыщенные грунты, есть так называемые плывуны. Плывун — смесь из песка и воды, по структуре напоминает кисель, который достаточно подвижен. Поэтому если есть какие-то пустоты, в нашем случае — тоннель метро, эта масса будет пытаться туда прорваться. Было принято решение этот плывун заморозить: бурили скважину и в нее закладывали хладагент, ведь через лед пробивать гораздо легче.

Позже ставили обделку тоннеля — чугун, который полностью исключал проникновение воды. Таким образом получалась герметичная конструкция.

Совсем недавно все тот же плывун подпортил жизнь современным москвичам. Когда рядом со станцией «Динамо» открылась станция Большой кольцевой линии «Петровский парк», переход на станцию «Динамо» был возможен только через улицу. Подземный переход, связывающий эти две станции, удалось открыть позже, как раз из-за этого же плывуна.

Но вернемся к истории «Динамо». Проектировали эту станцию архитекторы Яков Лихтенберг, принимавший участие в проектировании станции «Кропоткинская», и Юрий Ревковский, ставший автором станции метро «Охотный ряд».

А вот вариант наземного вестибюля двух архитекторов был отклонен – его посчитали слишком авангардным. В итоге автором проекта вестибюля стал архитектор Дмитрий Чечулин, незадолго до этого путешествовавший по Греции. Как раз там он вдохновился античной архитектурой, и примерно в этом ключе воплотил дизайн вестибюлей.

Среди вариантов названий для новой станции были «Бега» и «Стадион Динамо», но в итоге слово «стадион» все же решили опустить.

Отдельное внимание нужно уделить рельефным медальонам. С ними связаны интересные совпадения.

Автором барельефов является скульптор Е. А. Янсон-Манизер. Изначально было 16 фарфоровых медальонов. На них изображены виды спорта, по которым проводились соревнования в то время. Позже были заказаны еще 8 барельефов, но уже из фаянса. А со временем число медальонов увеличилось до 60, причем некоторые сюжеты повторяются.

К сожалению, часть барельефов пришлось демонтировать при установке гермозатворов (специальный затвор, способный не пропускать воду, воздух, газы, радиоактивную пыль и тому подобное), и, к сожалению, были утрачены медальоны с тематикой «Спортсменка со скакалкой».

Но кто же изображен на этих медальонах?

Доподлинно это неизвестно, есть только предположения.

Например, на барельефе с конькобежкой предположительно изображена легендарная советская спортсменка Мария Исакова. На тот момент будущей чемпионке было только 19 лет, она подавала большие надежды. Однако трехкратной чемпионкой мира она стала только в 40-е годы, а станция строилась в 1937 году.

То же касается медальона с изображением атлетки. Прототипом могла стать Александра Чудина — трехкратная чемпионка мира, четырехкратная чемпионка Европы и семикратная чемпионка СССР. Но, опять же, в 1937 году она только начинала свою карьеру. Поэтому можно только предполагать, что на барельефе изображена именно она.

Ольга Бахарева.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x