Самый популярный закон

Федеральный закон О защите прав потребителей Фото news.myseldon.com

Федеральный закон «О защите прав потребителей», принятый 30 лет назад, 7 февраля 1992 года, является, судя по количеству поисковых запросов, самым популярным из действующих ФЗ.

Об этом сообщил председатель Союза потребителей РФ Пётр Шелищ в ходе пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», приуроченной к юбилею этого закона. По его словам, в 1992 году в его основу был положен закон о защите прав потребителей СССР:

«Он и лег в основу этого закона, но, увы, за одним изъятием: из него была исключена статья о гарантированном уровне потребления граждан. А статья эта была очень «сильная», она возлагала на органы власти, и федеральные, и региональные, ответственность за то, чтобы никто помимо своей воли и вины не имел доходы ниже позволяющих обеспечить гарантированный уровень потребления. Это совсем не бутерброд с икрой и даже не бутерброд с маслом. Это просто кусок хлеба. Я очень сожалею, что тогда власти России не взяли на себя те обязательства, которые взяли на себя власти СССР. Во всем остальном советский закон лег в основу, был существенно развит и конкретизирован: из 18 статей стало 46. Но то, что мы, обеспечив права и гарантии потребителей на надлежащее качество товаров и услуг, не взяли на государство ответственность за доступность этих самых товаров и услуг в самом минимальном объеме, необходимом для достойной жизни, очень плохо. Мне кажется, это существенный недостаток действующего закона, и я надеюсь, что мы рано или поздно вернем норму об ответственности государства».

Тем более это было бы своевременно сейчас – на фоне галопирующего роста цен практически на все товары и очень многие услуги.

«Главный ковидный удар, конечно же, пришелся по ценам. Многое стало менее доступно. <…> Цены растут на всё: уже в январе 2022 года из 104 товаров (продовольственных и непродовольственных), на которые указывает в своей публикации Росстат, только на 1/4 не выросли цены. Надо понимать, что от этого страдают самые бедные люди, и мы добиваемся от органов власти, чтобы они им помогали. Особенно семьям с детьми. Мы призываем «разморозить» инициативу 2014 года Минпромторга о субсидировании таких семей: пусть это будет в небольших размерах, но именно на приобретение пищевых продуктов отечественного производства», — отметил Пётр Шелищ.

Конечно, любой закон – это не застывшая догма, а руководство к действию, которое постоянно усовершенствуется, исходя из актуальных проблем и потребностей. Не является исключением в этом отношении и закон «О защите прав потребителей». О том, какие сейчас подготовлены законопроекты, его корректирующие, в ходе пресс-конференции рассказал Пётр Шелищ:

«Сейчас в Госдуме лежат два правительственных законопроекта, принятые в первом чтении. Один из них – это конкретизация статьи 16 о недопустимых условиях договоров с потребителями. В действующем законе есть общая формулировка о том, что недопустимо навязывать потребителю приобретение каких-то товаров и услуг как обязательное условие приобретения других товаров и услуг. В предложенном законопроекте те несколько абзацев, которые есть сейчас, превратились в 16 подпунктов, которые позволяют достаточно отчетливо понять и потребителям, и предпринимателям — ущемляются ли права потребителей или нет. Это очень важно. Второй законопроект предлагает дополнить действующий закон большим пакетом поправок, в том числе – целой новой главой, об онлайн-урегулировании потребительских споров. Мы теперь живем в таких условиях, когда людям уже нет необходимости решать свои проблемы с продавцами и исполнителями услуг исключительно в судах. Можно всё это делать онлайн».

Кроме этих двух законопроектов, как сообщил председатель Союза потребителей РФ, скоро в Госдуму будет внесен законопроект, подготовленный Роспотребнадзором, содержащий очень большой пакет поправок, модернизирующих действующий закон:

«И самое важное, что он приводит в соответствие требования других законов с законом «О защите прав потребителей» (а сейчас это далеко не всегда так). Например, «Воздушный кодекс» определяет нормы ответственности, связанные с недоставкой багажа, с задержкой рейса, но они существенно ниже тех, которые предусмотрены законом «О защите прав потребителей». Та же самая история в законе «О долевом строительстве». В законопроекте Роспотребнадзора предусмотрена такая норма, согласно которой нормы других законов могут давать дополнительные права потребителям, но не могут преуменьшить то, что уже записано в законе «О защите прав потребителей». В связи с этим одновременно вносятся поправки и в «Воздушный кодекс», и в закон «О долевом строительстве».

Конечно, очень хочется надеяться на то, что вся эта кипучая законотворческая деятельность принесет реальные плоды и товары и услуги станут действительно качественными и доступными, а закон «О защите прав потребителей» потеряет свою популярность, так как поводов обращаться к нему станет намного меньше.

Сергей Ишков.

Фото news.myseldon.com

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x