В марте Банк России поднял ключевую ставку до рекордных 20%. Сейчас она снижена до 17%. Зачем изменять ключевую ставку и как она отражается на вкладах и кредитах «Московской правде» рассказал главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.
Ключевая ставка Центробанка – это не просто процент, под который он кредитует коммерческие банки. Это главным образом ориентир, сигнал экономике путем установления цены самих денег – дороже или дешевле они обходятся бизнесу, банкам, людям. Ставка влияет и на курс валюты, и на инфляцию. Поэтому ей справедливо придается большое значение.
Во время панического взлета цен, спроса на валюту, обесценения рубля в начале марта ЦБ экстренно взметнул свой процент на баснословный, беспрецедентный уровень – 20% годовых. Это наряду с иными мерами помогло погасить ажиотажный «пожар» на рынке. Высокая ставка затрудняет привлечение денег, что препятствует инфляции. С другой стороны, она делает национальную валюту привлекательнее, что поддерживает ее курс. Мы помним, как много людей после увеличения ставки и процентов по вкладам до 20% отказались от покупки валюты, снова понесли деньги в банки, уводя их и от ажиотажного приобретения электроники, бытовой техники, продуктов. Это помогло остановить и падение рубля, и неконтролируемых рост цен.
И затем, спустя некоторое время, регулятор перешел к нормализации своей политики, ставка была снижена до 17%. Но и это – очень высокий, избыточный уровень. При такой цене денег и кредитов компаниям сложно вкладывать средства в свой бизнес, а людям – нормально кредитоваться на покупку потребительских товаров, повышая тем самым спрос на их выпуск, на рост экономики.
Считаю, что ставку нужно продолжать постепенно снижать, поскольку и курс рубля стабилизировался, и инфляция не растет столь быстро, как в марте. По данным Росстата, с 9 по 15 апреля рост потребительских цен составил 1% с начала апреля и 11,05% – с начала 2022 года.
Среднесуточный прирост цен – 0,066%, тогда как ещё в марте он был 0,237%. Так что необходимости держать столь высокую процентную ставку, тормозящую здоровый потребительский и производственный спрос, сейчас нет.
А экономику надо поддержать в условиях кризисного падения, в том числе стараясь сделать кредиты дешевле. Таковы резоны Центробанка, которые , вероятно, приведут к снижению ставки.
Но и резко делать это нельзя. Иначе есть риски снова разогнать инфляцию. По итогам марта она составила 16,7% в годовом исчислении, по апрелю, вероятно, будет ещё ниже – порядка 15%. Но вряд ли ЦБ пойдет на то, чтобы уменьшить ставку намного ниже инфляции. Скорее, он будет стремиться потом снижать свой процент по мере уменьшения роста цен. Поэтому в конце апреля вероятно доведение ключевой ставки до 15 – 16%. Это даст позитивный сигнал рынкам.
Инфляционные ожидания, сами по себе толкающие цены вверх, немного ослабнут. Хотя от таких мер будет меньше и поддержка рубля. Доллар и евро могут подняться по отношению к нему. Но и в этом есть плюс, поскольку более высокий курс валют будет давать больше рублей при экспорте, повышать доходы экспортеров и бюджета. Одновременно банки станут снижать проценты по кредитам. Обычно это происходит примерно на ту же величину, на которую уменьшается ставка, в течение нескольких недель. Кредиты, в том числе потребительские, станут более доступны. С другой стороны, ниже станут и проценты по банковским вкладам, депозитам. Поэтому практический резон сейчас в том, чтобы разместить сбережения во вклады сейчас, пока по более высокой ставке. А вот с кредитом, если его планируете, лучше повременить до мая.
В дальнейшем ключевая ставка ЦБ, очевидно, продолжит снижение. Она будет и существенно зависеть от инфляции, и, со своей стороны, приглушать ее.
До конца 2022 года возможно уменьшение ставки примерно до 11 – 12%.
Фото Ольги Давыдовой