5 мая в Москве и других городах России на экраны выйдет документальный фильм «Война Раи Синициной». Его снял Ефим Грабой, 33-летний режиссер, живущий в Израиле. Наш кинообозреватель побеседовала с создателем картины.
– Ефим, ваша картина – о 97-летней участнице Великой Отечественной войны, ныне здравствующей и живущей в Израиле блокаднице Рае Синициной. Каким было ваше знакомство?
– Этот очень актуальный и живой фильм для меня – как прощальное письмо и какое-то завещание того военного поколения, представителей которого сегодня уже можно сосчитать по пальцам. Они стремительно уходят. Этот фильм о моей встрече с ветераном Второй мировой войны, которая служила санитаркой в течении всей войны в Ленинградском госпитале – Раисой Борисовной Синициной. Картина создавалась с намерением понять, какую травму война оставила в душе этого человека. И понять, как эта война сегодня воспринимается героиней с позиции перспективы всей ее жизни. Я хотел докопаться до понимания, как травма войны изменилась и во что превратилась в конкретном герое.
Мы много беседовали, путешествуя по ее прошлому, и в процессе этого погружении в воспоминании молодости, в ее сны, в подсознание неожиданно подружились с этой женщиной. Съемки фильма – это еще и история дружбы и обмена любовью, вниманием людей очень разных поколений – меня, двадцатисемилетнего, и ее, девяностосемилетней. Этот фильм о правде познания войны личностью, и о том, как потом эта правда отражается в коллективной памяти.
– Что вас в личности вашей героини зацепило? Что вам, стороннему человеку, бросилось в глаза прежде всего?
– Раиса Борисовна – и есть сама война: всё, что происходит в ее жизни до сих пор, происходит через призму войны. Травма войны трансформировалась в ней в какую-то невероятную внутреннюю силу, с которой она существует. Раиса Борисовна воюет буквально за всё. Она воюет за то, чтобы встать утром с кровати, воюет за то, чтобы накрасить ногти и губы, воюет за память своих друзей и братьев-солдат. Она воюет за собственную память. Если за ней понаблюдать, то можно увидеть, что все ее действия – это действия воинственные. И они дают ей невероятную силу оставаться тем, кем она является в своем возрасте. Ей 97 лет, но по внешнему ощущению она – совершенно молодая женщина. Эта комбинация воинственности-жесткости и гибкости-мягкости просто потрясает. Она создает ее необычность, делает ее очень интересной.
– Был какой-то эпизод в биографии вашей героини, который вас потряс?
– Был эпизод, который не вошел в фильм, потому что она поделилась этим уже после того, как картина была закончена. Раиса Борисовна всю жизнь проработала детским врачом, педиатром в Доме ребенка. Там жили дети, которые потеряли родителей.
Как-то к ней пришла женщина, постучалась в дверь, у нее на руках был младенец. Она сказала, что нашла его на улице. Ребенок был очень болен, Раиса Борисовна пыталась его выходить, женщина приходила их периодически навещать. Но младенец все-таки умер, и когда врач сказала, что они не сумели его вытянуть, женщина призналась, что была его мамой. Передо мной открылось понимание, чем Раиса Борисовна занималась всю жизнь, какими страшными были для нее и послевоенные годы, какой важной была ее роль в жизни. Я понял, что ей после войны не становилось легче, и эта история почему-то осталась со мной. Я увидел, что она была человеком, который по-настоящему любил детей, который всегда сражался за их жизнь в очень трудных условиях, мечтал всех спасти.
– Где ваша героиня живет сегодня?
– Она с девяностых годов живет в Израиле, в маленьком городке рядом с Тель-Авивом. Много времени проводит в местном Доме ветеранов, изо всех сил поддерживая стремительно уходящих ровесников-участников Второй мировой. Она – председатель Клуба инвалидов войны города Холон. В этом доме осталось девять человек, большинство из них уже не могут ходить, да и клуба, как такового, уже не стало. Поколение уходит, и с ним уходит и пространство, в котором эти люди находились. Об этом тоже говорится в фильме.
– Ефим, вы тоже ведь живете в Израиле?
– Да. Я родился в Казани, мои родители в 1999 году уехали в Тель-Авив, здесь я выучился в Университете на режиссера, на отделении режиссуры кино. С Раисой Борисовной я встречался четыре года подряд, всё это время ее снимал.
– Она не скучает по России, по Питеру?
– Нет, потому что, как она думает, Питер – это уже не тот Ленинград, в котором она выросла. Она сама родилась в Баку, но когда была маленькой, переехала в Ленинград, и там прожила большую часть жизни, вплоть до 1992 года. При этом она очень любит старый Ленинград, очень любит русскую культуру, она – человек очень начитанный и образованный. Но про свои ностальгические чувства она мне ничего не говорила.
– Психологически сложно снимать фильмы на военную тематику?
– Я ведь никогда не хотел делать фильм, связанный со Второй мировой войной. Меня всегда эта тема пугала. И когда я встретил Раю, то понял, что перестал бояться. Потому что на самом деле этот фильм не о войне, он о любви, я понял, что только с помощью любви можно перестать бояться – вот чему меня самого научило мое кино.
Справка
Фильм «Война Раи Синициной» получил награды за лучшую режиссуру и лучшую операторскую работу на DocAviv 2020, за лучший дебютный полнометражный фильм и операторскую работу от Израильской ассоциации документального кино, приз зрительских симпатий фестиваля Doker и другие награды.
Елена Булова.
Фотографии предоставлены Ефимом Грабоем