Бюджет-2023 принят в первом чтении, второе чтение — 22 ноября

Государственная Дума в обусловленные законом сроки приступила к рассмотрению бюджета на следующую трехлетку с упором на 2023 год. Подготовка бюджета-2023 отличается как по форме дискуссии, так и по содержанию.

Государственная Дума
Здание Госдумы/mospravda.ru/Ольга Давыдова

Дискуссия проходит в условиях растущей секретности и неопределенности. Неопределенность заключается в нестабильности мировых рынков, разрушенных политическими запретами. Когда решения принимаются вопреки логике, целесообразности и здравому смыслу, что-либо прогнозировать невозможно.

Второй источник неопределенности чисто внутренний. Фактически в России идет необъявленная война за суверенный путь развития с упорным желанием сохранить зависимость от зарубежных центров принятия решений. Это следствие последовательной политики сдачи России США, открытой генсеком Никитой Хрущёвым и продолжающейся до сих пор. Особенно много недопустимых событий произошло при Путине, когда в полной мере сформировалось манипулятивное ценообразование на основе формируемых на разных неформальных площадках показателей.

Предложения по прямым клиринговым расчетам, использованию национальных валют и прямой логистике наталкиваются не только на антинациональную позицию внутри страны. В 2022 году мы в полной мере можем себе представить, насколько диверсифицировано устроено пресловутое deep state. Глобальная сеть транспортных коридоров, разделения производства, расчетов и деривативов настолько тщательно запутана, что в ней невозможно изменить что-то одно, чтоб не посыпалось что-то, казалось бы, совершенно не связанное.

В защиту глобального гегемона должен отметить, что человечество ничего само не придумало. Все придумано до нас и давно украдено. Именно так сложилась глобальная псевдоэкономика, где подобно геному эукариот избавиться от очевидного вреда можно только с помощью отбора по хитроумно подобранным фенотипическим маркерам. Показал технологию генетик Лев Животовский на дрозофиле.

Например, естественное предложение прекратить лизинговые платежи российских компаний в связи с отсутствием обслуживания взятой в лизинг сельскохозяйственной техники и самолетов. Оказалось, лизингодатели отсроченной продажи и обслуживающие технику компании друг с другом никак не связаны. Россия теряет возможность обращения в международный арбитраж. Санкции усилятся по объективным причинам и дадут повод для объективного обвинения в недобросовестности.

Никто не хочет брать на себя ответственность за такие решения, означающие преодоление точки невозврата с переходом на суверенный путь развития страны. То же с ценообразованием, логистикой, интернет-трафиком, кинопрокатом, торговыми сетями и так далее. Все это и многое другое организовано трансгранично: по любому направлению может произойти то же, что с «Северным потоком».

Одно дело разводить руками с печально театральными воздыханиями на тему санкций и эмбарго для западных компаний в России. Совсем другое – отказаться по собственной воле от зависимости, оказавшись перед острой неизбежностью изменения налоговой системы и переноса производства в Россию. А это совершенно другая экономика. Как минимум, двухконтурная, на которой настаивает зампред комитета СФ по бюджету Сергей Рябухин, и его никто не слушает.

Двухконтурность означает разделение до полной изоляции внутренней и внешней экономики, как было в СССР. По факту двухконтурность существует и усугубляется, но в инвертированном варианте, с административными и ценовыми преференциями для иностранного производства без стандартов и гарантий качества. Существует система тормозов для развития отечественного производства – политические запреты, НДС, внешняя сертификация и контроль, налоговая система с НДС в ее эпицентре, запретительно-коррупционная закупочная система, запреты на планово-убыточное производство. Также простое неумение работать в новых условиях и кабальная зависимость от западных моделей в сознании и организации деятельности. Особой безысходности исполнена ситуация в науке. В нынешнем состоянии она бесполезна для народного хозяйства, аналогично бесполезно ее финансировать.

Политические запреты в условиях санкций преодолеваются, но только те, о которых говорили в Думе много лет, например, на гражданский воздушный флот и особенно двигатели. Параллельно всплывают новые запреты. Например, на суда с подводными крыльями. Их вроде бы начинают строить. Достижение 2022 года — по инициативе председателя Госдумы Вячеслава Володина вскрыт вопрос о запрете на городской электрический наземный транспорт. Минтранс скинул его на муниципалитеты. Те отдают инфраструктуру под рынки. Стоимость троллейбуса достигла 20 млн, трамвая — 60. Концессии приводят к повышению тарифов.

Раздраженный вопрос председателя комитета ГД по транспорту Евгения Москвичева и последующая речь Володина не вызвала озабоченности министра финансов Антона Силуанова, только вялое и неубедительное согласие провинившегося двоечника. Тема была для него явно неожиданной.

Причина роста цен на троллейбусы и трамваи не обсуждается. Вопрос ценообразования в целом остается под запретом.

Запутанная система бюджетирования не позволяет деньгам работать по назначению. Постоянно и во множестве образуются пузыри в самых неожиданных местах. Некоторые из них заведомо запланированы, например, включением в федеральную адресную инвестиционную программу без проектно-сметной документации. Кассовое исполнение государственных программ никогда не поднимается до ста процентов. Минфину приходится пузыри собирать обратно в бюджет или, на худой конец, перекатывать на следующий год, но проще стерилизовать доходы с помощью заново выдуманных аналогов бюджетного правила.

Наверное, самое существенное в суверенной перспективе то, что придется все доходы и резервы направлять на социально-экономическое развитие. Движение в эту сторону началось и расходы бюджета резко возросли. Плановый профицит бюджета ушел в историю, начался дефицит. Для его покрытия Минфин будет использовать внутренние заимствования.

Председатель комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров прямо исходит из невозможности прогнозировать, что у нас купят и по каким ценам. Предложил ввести персональную ответственность по незавершенке за включение в ФАИП объектов без ПСД.

В условиях неопределенности в расходной части бюджета оставили люфт нераспределенных средств. Пока, как минимум, до второго чтения.

В этом году особенно тщательно обсуждаются государственные программы. Для представления госпрограмм в бюджетном комитете обязательно представление от профильного министерства и заключение профильных комитетов Думы. Для последующего представления утвержденной госпрограммы в правительстве заключение думского комитета по бюджету обязательно по закону.

Макаров нервничает и хамит еще более креативно, чем обычно. Позволяет себе иногда прерывать выступающих, чтобы попытаться выставить их недоумками. Участники дискуссии стараются не возбуждать его излишне, выполняют свои партийные и ведомственные обязательства, минимизируя представление позиции. Наиболее существенные вопросы формулирует сам Макаров. Представителям министерств приходится соглашаться, но это не означает безусловного исполнения.

Единороссы приняли формальное решение по поддержке бюджета в первом чтении непосредственно перед пленарным заседанием в среду, 26 октября, с участием министра финансов Антона Силуанова и зампреда СФ Андрея Турчака. Затем вышли к журналистам и дружно заверили, что все социальные обязательства будут выполнены независимо от ситуации.

По словам лидера фракции Владимира Васильева, всегда есть недовольные, это как Гольфстрим — течение такое, чуть тепленькое. Популизм. Макаров был более категоричен. Заявил с апломбом, что мы услышим много лжи. Настоятельно рекомендовал слушать ЕР, только у нее правда.

Вопреки утверждениям руководства ЕР, единства по бюджету нет не только в палате, но и во фракции, где плюрализм административно подавили. И с Минфином не во всем договорились. Недоговоренные вопросы по заведенной Макаровым традиции скинули в постановления с рекомендациями к каждому чтению законопроекта о бюджете.

Эсеры не поддержали бюджет, он написан по тропинке либеральных идей, как десять лет назад, когда санкций не было. Сергей Миронов сообщил о подготовке альтернативного бюджета мобилизации экономики на девять триллионов больше. Эту традицию через Оксану Дмитриеву оставленные ею не по своей воле эсеры унаследовали от «Яблока».

Больше всех недоволен Геннадий Зюганов. Ему не нравится не только бюджет, но и подходы любералов в правительстве.

Бюджет в первом чтении поддержали ЕР, ЛДПР и НЛ, КПРФ и СРЗП. Решения фракций были политическими в зависимости от их положения. Возражения против принятых в бюджете решений есть у всех, причем подозрительно схожие. Общие сомнения вызывают доходы, они в бюджете завышены. Об этом говорили и депутаты, и председатель Счетной палаты Алексей Кудрин.

Макаров яростно отрицал доводы оппозиции. Все фракции кроме ЕР говорили о снижении расходов по социальным статьям. Макаров театрально говорил, что это неправда, расходы на самом деле увеличиваются.

Депутат фракции «Новые люди» Сардана Авксентьева попала между полярными позициями, выступив против кратного увеличения финансирования патриотического воспитания.

Глава комитета выступил против намерения проводить IPO в инвестиционном бюджете.

Беспокойство Макарова вызывает программа по энергетике, в которой сняли переселение из шахтерских городков. Замминистра сказал, у них там естественная убыль. Мы внесем поправки и снимем деньги с зарплаты Минэнерго.

«А вы знаете, зачем выделять деньги? У них там большая естественная убыль. Сказал заместитель министра Грабчак. Я хочу, чтобы имя этого героя прозвучало на всю страну», – заявил Макаров. Если правительство не исправит, угрожал внести поправку и снять с зарплаты Минэнерго.

Почему Макаров напал именно на Минэнерго, наверно в том есть его личные пристрастия. Практически во всех министерствах есть циничные замы, кому надлежит проводить антинациональные цели и начальство им не указ.

Министерства ведут себя в Думе по-разному. Отрада для депутатов — Минпромторг. В дискуссии по его госпрограммам находился ответ на любой вопрос, и он всегда удовлетворял депутатов. Министр Мантуров – один из любимчиков президента Путина, ему позволены несовместимые с либерализмом решения и защита в ручном режиме своей команды от вредоносного эффекта продуктов Минэка.

Новому составу Минпросвета удалось наладить работу, как минимум, в ее бюрократической стороне. Комитет и министерство остались довольны друг другом. Минфин честно мучается вместе с бюджетным комитетом.

В Минобрнауки ситуация полной неопределенности. Про ситуацию в науке я уже написал. В вузах продолжается центрифугальный отбор в отношении руководства и бюрократический террор. Официальные представители министерства фактически самоустранились, причем теневое руководство как наукой, так и высшим образованием от этого не стало меньше.

Минэк накачивает ту же либерально-пофигистскую линию. После передачи госзакупок Минфину и определенному подавлению хаотизирующих проектов Минэк как «министерство по развитию коррупции» испытывает чувство глубокого наплевательства на страну.

Минстрой не собирается менять политику коммерческой застройки неизвестно для кого, в чьих руках оказалось много денег для покупки жилья. Строительство в малых городах и населенных пунктах идет плохо, и в значительной степени за счет программы расселения аварийного жилья. Исключение сделано для новых россиян, для них фактически вернули советскую схему жилищного обеспечения, бесплатную для граждан под прикрытием псевдорыночного формата.

Оригинальней всех поступило Минобороны, засекретив в Думе все, что можно. Теперь закрыта не только дискуссия по секретным статьям бюджета, но даже разминка на пленарных заседаниях. Запрещено оглашать распределение поставок. Со стороны выглядит глупо. Судя по воскресной программе Дмитрия Киселева, журналисты иностранных СМИ не только свободно передвигаются по России, но и имеют конкретные задания, что и как написать, имея для фабрикации информационных поводов любую информацию, включая персональные данные определенных социальных групп граждан.

Парламентские генералы возмущаются в связи с безответственностью граждан в социальных сетях. Проблема, однако, в том, что у России нет спутниковой системы, подобной Старлинку Илона Маска. Ее создание только началось.

Пусть читатель сам додумает причину игры в секретность в меру собственного разумения.

На секретность напоролся депутат эсер Дмитрий Гусев, выступив с благородной целью увеличить расходы на оборону. И получил агрессивную отповедь Макарова.

«Скажите, пожалуйста, когда мы сможем увидеть деньги на нашу скорейшую победу в следующем году и деньги на восстановление четырех новых субъектов. Хочу сказать, что на следующий год, в 2023 году, предусмотрено по разделу «Национальная оборона» почти 5 триллионов рублей».

Министр не закончил фразу, бросился грудью на открывшуюся амбразуру : «Я конечно, понимаю, что очень хочется задать вопросы, которые всех волнуют, но, по-моему, мы в этом зале уже не раз договаривались о том, что вопросы, связанные с обороноспособностью и безопасностью страны, у нас с вами существует особый порядок рассмотрения.

Не стоит в данном случае в открытом заседании ставить такие вопросы, а потом говорить о том, что министр финансов ничего на это, официальный представитель правительства, не ответил. Он вам не может не ответить, не нарушая государственную тайну.

С участием всех фракций эти вопросы рассматриваются на Комиссии по закрытым статьям бюджета. И все фракции имеют всю информацию по этому поводу, о том, что никакого снижения не существует.

Поэтому не надо сейчас информацию, которая идет с грифом «СС», давать здесь, тем более ложно ее давать, понимая, что мы не можем ее опровергать».

Конец цитаты.

Гусев очень удивился: «Я прошу прощения, никаких секретных, ни о какой секретной информации здесь речи не идет, мы говорим об открытых данных Минфина, и мы в «Справедливой России» настаиваем на увеличении бюджета Вооруженных Сил и бюджета «Национальной обороны», так же как и на бюджет экономики и восстановления новых территорий. Речь идет о том, чтобы увеличить эти статьи, чтобы нам хватило денег для скорейшей победы в следующем году. Ни о каких секретах мы здесь речи не ведем. Это открытые данные Министерства финансов».

Конец цитаты.

Ключевой вопрос в бюджете, зачем опять бюджетное правило?

Министр Силуанов объяснил суть нового бюджетного правила и вызвал недоумение. Эсер Михаил Делягин напомнил про обещания, что бюджетного правила не будет: «В рамках модифицированного бюджетного правила, о котором вы, кстати, судя по всему, не всем своим коллегам по правительству сообщили, защищая их чуткие души, потому что нам, скажем, министр экономического развития товарищ Решетников объяснял, что его не будет в 2023 и в 2024 годах.

Но тем не менее в рамках модифицированного бюджетного правила вы в следующем году замораживаете 939 миллиардов, миллиардов рублей в Фонде национального благосостояния, и тут же увеличиваете, берете чистые займы на 1,7 триллиона рублей. Похожие вещи вы делаете в последующие годы.

А в чем смысл вот этого вот дела, кроме финансирования и субсидирования из средств налогоплательщиков крупнейших финансовых спекулянтов за счет наращивания заведомо ненужного государственного долга, чтобы, так сказать, платить им процентные ставки…», – успел сказать Делягин, пока не отключился микрофон.

Министр Силуанов в ответ повторил ставшие банальными аргументы.

«Пока есть подушка безопасности, мы можем занимать на рынке на условиях, которые устраивают, значит, заемщика. Поэтому вы правильно говорите, что мы в следующем году предусматриваем возобновление принципов бюджетного правила, и отправляем часть ресурсов, более 900 миллиардов рублей, в Фонд национального благосостояния, и заимствуем на рынке», – сказал Силуанов.

Министр очень любит слово «поэтому». Именно поэтому я не рискую приводить его ответы полностью. На рынке мы по проекту бюджета сможем занять около 3,5 триллиона рублей.

Смысл нового бюджетного правила не поняла даже независимый депутат Оксана Дмитриева: «За 2022 год ФНБ сократился на 4 триллиона рублей за счет переоценки активов, что сопоставимо с расходами на национальную оборону. При этом 1,75 триллиона рублей – это отрицательная курсовая разница по валютным активам.

Вопрос. Если осуществлена переоценка валютных активов, значит правительство по-прежнему расценивает замороженные активы как подушку безопасности на черный день, так ли?

Второе. Снижение стоимости акций Сбербанка и «Аэрофлота» в составе ФНБ составило более 2 триллионов рублей.

Вопрос. Какую подушку безопасности и эффект для экономики дали эти вложения, если реальных инвестиций не было, а рыночные риски огромные? А ведь эти деньги смогли бы удвоить расходы федерального бюджета на здравоохранение в ковидные годы. Вам не жалко этих денег?» – спросила независимый депутат Оксана Дмитриева.

Силуанов разразился небольшой речью, смысл которой – все со всем связано и во всем есть экономический смысл.

«Если сегодня по сравнению с предыдущими периодами стоимость акций компаний чуть подсела, но это не значит, что это будет такая же ситуация и завтра. Завтра акции вырастут, и мы получим больше объем Фонда национального благосостояния. Поэтому вопрос, как хранить, в чем хранить средства Фонда национального благосостояния – это уже политика как бы инвестирования.

Поэтому мы считаем, что в нынешней ситуации Фонд национального благосостояния в следующем году, тоже задавали вопросы – как мы будем хранить? Можно вкладывать и в активы дружественных стран, можно хранить и в рублях. Дело не в этом, дело в том, что если конъюнктура позволяет, то в условиях хорошей конъюнктуры мы предлагаем сберегать и использовать эти средства на периоды, когда конъюнктуры ухудшатся. Но то, что вы сказали: не жалко ли денег – это не зависит от правительства, это зависит в целом от экономической ситуации, как ведут себя акции и соотношение курса рубля к другим валютам.

Поэтому сегодня если в минусе, статистика показывает, то завтра она может измениться, и мы получим дополнительный плюс. Поэтому это, так сказать, следствие наших вложений, да», – сказал в ответ Силуанов.

Приведенные отрывки из трехчасовой дискуссии по первому чтению бюджета свидетельствуют, что слова мало что значат, и вопреки былым посулам бюджетное правило в плане изъятия средств из развития России не только остается, и в его рамках тихой сапой продолжится отправка суверенных резервов за рубеж, и все же будет продолжены вопреки утраченным тремстам миллиардам долларов.

Согласно утвержденной в первом чтении концепции бюджета-2023 его параметры следующие.

Доходы: в 2023 году – 26 130,3 млрд руб. (17,4% ВВП), в т. ч. прогнозируемый объем нефтегазовых доходов в 2023 году – 8 939,0 млрд руб. (6,0% ВВП), Расходы: в 2023 году – 29 055,6 млрд руб. (19,4% ВВП),.

Дефицит (–) / профицит (+) федерального бюджета: в 2023 году – -2 925,3 млрд руб. (2,0% ВВП),.

Объем ВВП: в 2023 году – 149 949 млрд руб. (снижение на 0,8%), Верхний предел государственного внутреннего долга: на 01.01.24 г. – 20 697,0 млрд руб.;

Верхний предел государственного внешнего долга: на 01.01.24 г. – 66,6 млрд дол. США (63,4 млрд евро);

Уровень инфляции: в 2023 году – не превышает 5,5%;

Объем Фонда национального благосостояния (прогноз, на начало года): в 2023 году – 8 987,4 млрд руб. (6,0% ВВП); в

Функциональная структура расходов (открытая часть) (млрд руб.):

Всего, в том числе: 22 472,5

1. Общегосударственные вопросы 1 832,5

2. Национальная оборона 1 355,0

3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1 811,4

4. Национальная экономика 3 415,1

5. Жилищно-коммунальное хозяйство 602,5

6. Охрана окружающей среды 342,1

7. Образование 1 363,6

8. Культура, кинематография 195,6

9. Здравоохранение 1 431,9

10. Социальная политика 7 323,7

11. Физическая культура и спорт 67,8

12. Средства массовой информации 117,5

13. Обслуживание государственного (муниципального) долга 1 519,3

14. Межбюджетные трансферты 1 094,6

Основными приоритетами расходов федерального бюджета являются:

Выполнение социальных обязательств государства:

— ежегодная индексация с 1 февраля публичных нормативных обязательств и иных обязательств, подлежащих индексации, на уровень инфляции предшествующего года: в 2023 г. – на 12,4%, — ежегодная индексация на прогнозный уровень инфляции (индекс роста потребительских цен) в 2023 году на 5,5%, с 1 января – отдельных публичных нормативных обязательств и иных обязательств, подлежащих индексации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

с 1 сентября – стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, ординаторов и ассистентов-стажеров;

с 1 октября – оплаты труда, денежного довольствия военнослужащих и пенсий лицам, уволенным с военной и приравненной к ней службы;

с 1 октября – публичных нормативных обязательств, зависящих от размера денежного содержания (денежного довольствия), а также выплачиваемых в иностранной валюте, на оплаты труда, в том числе на оплаты труда сотрудников органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих исполнение переданных субъектам РФ полномочий федеральных органов исполнительной власти, в рамках единой субвенции бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконур;

Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств составит: на 2023 г. – 1 114,4 млрд руб., Финансовое обеспечение развития пенсионной системы составит: 3 509,1 млрд руб. – в 2023 г., В целях обеспечения сбалансированности бюджета Фонда пенсионного и социального страхования РФ общая сумма межбюджетных трансфертов из федерального бюджета составит в 2023 году 5 067,9 млрд руб.; на выплату материнского (семейного) капитала – 551,3 млрд руб. в 2023 г..

Размер материнского (семейного) капитала определен исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в 2023 году – 12,4%, и составит в 2023 г. 589 569,4 руб. при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 г. включительно, а также в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 г., в 2023 г. 779 094,0 руб. в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 г., а также в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 г. при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло, В 2023 г. размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, включенного в реестр участников, – 349 614,0 руб. (+ 38569,5 руб.).

Величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения в 2023 г. составит 14 375 руб., для трудоспособного населения – 15 669 руб., пенсионеров – 12 363 руб., детей – 13 944 руб.

Предусмотрен межбюджетный трансферт из федерального бюджета бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2023 г. – 429,4 млрд руб.

На реализацию 8 федеральных целевых программ направляется (в открытой части) в 2023 г. – 217,5 млрд руб., В части государственных программ РФ (ГП) (в открытой части — 50 программ) предусмотрено выделение, в т. ч.:

— по ГП «Развитие здравоохранения» – 1 194,2 млрд руб. в 2023 г., 1 219,7 млрд руб.

— по ГП «Развитие образования» – 556,6 млрд руб. в 2023 г., 557 млрд руб.

— по ГП «Социальная поддержка граждан» – 3 140,7 млрд руб. в 2023 г., — по ГП «Содействие занятости населения» – 91,6 млрд руб. в 2023 г., — по ГП развития сельского хозяйства и регулирования рынков с/х продукции, сырья и продовольствия – 344,8 млрд руб. в 2023 г., по ГП « Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» – 6,9 млрд руб. в 2023 г., по ГП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» – 142,6 млрд руб. в 2023 г., — по ГП эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса – 37,4 млрд руб. в 2023 г., Поддержка инновационного и инвестиционного развития:

На реализацию ГП «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»: в 2023 г. – 1 207,5 млрд руб.;

На реализацию ГП «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предусмотрено выделение: в 2023 г. – 457,8 млрд руб., Предусматривается выделение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ: в 2023 г. – 3 207,0 млрд руб., в т.ч.:

— дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности: в 2023 г. – 822,9 млрд руб., — дотации в целях частичной компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов РФ от применения инвестиционного налогового вычета: в 2023-2025 годах – 5,0 млрд руб.

— дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов: в 2023 г. – 34,6 млрд руб., — дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели: в 2023-2025 годах в объеме 100,0 млрд руб. ежегодно;

— дотации (гранты) бюджетам субъектов РФ за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ предусмотрены в 2023 – 2025 годах в объеме 22,0 млрд руб. ежегодно;

— субсидии на реализацию региональных проектов «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)»: в 2023 г. – 4,3 млрд руб., — субсидии на реализацию программы «Земский доктор»: в 2023- 2025 годах – 5,9 млрд руб. ежегодно;

— субсидии на развитие паллиативной медицинской помощи: в 2023 – 2025 годах – 3,7 млрд руб. ежегодно;

— субсидии на реализацию мероприятий по предупреждению и борьбе с социально значимыми инфекционными заболеваниями бюджетные ассигнования предусмотрены в 2023 – 2025 годах в объеме 2,3 млрд руб. ежегодно;

— субсидии на новое строительство или реконструкцию детских больниц (корпусов): в 2023 году в объеме 17 304,3 млн рублей, — субсидии на реализацию региональных проектов модернизации первичного звена здравоохранения: в 2023 – 2024 годах в объеме 88,8 млрд руб. ежегодно, — субсидии на реализацию программы комплексного развития молодежной политики в регионах Российской Федерации «Регион для молодых»: в 2023-2025 годах – 5,0 млрд руб. ежегодно;

— субсидии на создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах: в 2023 году – 6,3 млрд руб., — субсидии на обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды: в 2023 году – 8,2 млрд руб., — субсидии на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования: в 2023 году – 3,0 млрд руб.;

— субсидии на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных, муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми: в 2023 г. – 262,1 млн рублей, — субсидии на реализацию программы «Земский учитель»: в 2023 – 2024 годах – 1,0 млрд руб. ежегодно;

— субсидии на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях: в 2023 году – 66,9 млрд руб., — субсидии на создание новых мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором: в 2023 г. – 73,8 млрд руб., — субсидии на создание новых мест в общеобразовательных организациях в целях ликвидации третьей смены обучения и формирование условий для получения качественного общего образования: в 2023 г. – 3,7 млрд руб., — субсидии в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при реализации государственных программ (региональных проектов) субъектов РФ, связанных с реализацией мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования: в 2023 году – 3,2 млрд руб.;

— субсидии на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования: в 2023-2025 годах – 66,9 млрд руб. ежегодно;

— субсидии на выплату региональных социальных доплат к пенсии: в 2023 г. – 62,6 млрд руб., — субсидии на осуществление ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет: в 2023 г. – 75,2 млрд руб., — субсидии на осуществление ежемесячных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет включительно: в 2023 г. – 159,6 млрд руб.;

— субсидии на софинансирование расходов, связанных с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан: в 2023 г. – 27,5 млрд руб., — субсидии на стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации: в 2023 году – 26,3 млрд руб., — субсидии на реализацию программ формирования современной городской среды: в 2023 г. – 36,1 млрд руб., — субсидии на реновацию учреждений отрасли культуры: в 2023 г. – 7,9 млрд руб., — субсидии на обеспечение развития и укрепления материально-технической базы домов культуры в населенных пунктах с числом жителей до 50 тысяч человек: в 2023-2025 годах – 1,1 млрд руб. ежегодно;

— субсидии на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде: в 2023 г. – 24,4 млрд руб., — субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования: в 2023-2025 годах – 31,8 млрд руб. ежегодно;

— субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и животноводства: в 2023-2025 годах в объеме 26,7 млрд руб. ежегодно;

— субвенции на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: в 2023 г. – 48,3 млрд руб., — субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений: в 2023 году – 22,2 млрд руб., — субвенции на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров: в 2023-2025 годах – 14,2 млрд руб. ежегодно.

Предусматривается выделение бюджетных ассигнований также на:

— реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения: в 2023-2025 годах в объеме 13,6 млрд руб. ежегодно;

— ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций: в 2023 г. – 75,7 млрд руб., в 2024-2025 годах – 78,8 млрд руб. ежегодно;

— создание модельных муниципальных библиотек: в 2023 г. – 1,5 млрд руб.;

— реализацию мероприятий индивидуальных программ социально-экономического развития отдельных субъектов РФ в части государственной поддержки реализации инвестиционных проектов, малого и среднего предпринимательства: в 2023 г. – 2,5 млрд руб.;

— развитие инфраструктуры дорожного хозяйства: в 2023 г. – 28,2 млрд руб.;

— внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тыс. человек: в 2023 г. – 7,3 млрд руб.

В 2023 году Минфин России вправе предоставить бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в объеме до 250 млрд. руб. на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов. Плата за пользование указанными бюджетными кредитами составит 3% годовых.

Плата за пользование бюджетными кредитами на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в размере составит 0,1% годовых.

В 2023 году в случае снижения объема денежных средств, составляющих чистые активы закрытого паевого инвестиционного фонда «Российский Фонд Прямых Инвестиций», ниже 30,0 млрд руб. Правительство РФ вправе принять решение о приобретении дополнительных инвестиционных паев указанного паевого инвестиционного фонда за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных по подразделу «Общеэкономические вопросы» раздела «Национальная экономика» классификации расходов бюджетов.

В 2023 году АО «ВЭБ.ДВ» по решению Правительства РФ вправе использовать в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов на территории Арктической зоны Российской Федерации неиспользованный остаток средств, полученных от оплаты государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» дополнительной эмиссии акций (взноса в уставный капитал) акционерного общества «Фонд развития Дальнего Востока и Арктики» и акционерного общества «ВЭБ.ДВ», источником финансового обеспечения которой являлся имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию развития «ВЭБ.РФ», предоставленный из федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» и ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», в размере до 15,0 млрд руб.

В 2023 году Госкорпорация «Ростех» вправе использовать средства, полученные в виде имущественного взноса Российской Федерации с целью последующего взноса в уставный капитал акционерного общества «Объединенная двигателестроительная корпорация» на финансирование затрат по разработке и созданию перспективного двигателя ПД-35, осуществленного в 2021 году в соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» в размере 2,9 млрд руб. в целях финансового обеспечения расширения производства отечественных авиационных двигателей по программам ПД-14, ПД-8, ТВ7-117СТ-01 и ПС-90А, а также для формирования материальных запасов, необходимых для их серийного производства.

Лев МОСКОВКИН.

Государственная Дума
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x