Персонажи шести известных пьес Шекспира – «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта», «Ричард III», «Отелло», «Король Лир» – стали героями новой постановки «Играем Шекспира» лауреата «Золотой маски» Виктора Никоненко в Театре им. Образцова. Автором пьесы для театра кукол является блистательный Сергей Плотов, сценарист знаменитых капустников в Доме актера, автор спектакля «Нам все еще смешно» Театра сатиры, двух опер, более десяти мюзиклов композиторов Журбина, Паулса, Матецкого, множества пьес и удачных российских сериалов.
Артисты всех времен и народов должны быть благодарны Уильяму Шекспиру за то, что в его пьесах им есть что играть. Страсти, бушующие на сцене, чувства, которые переживают персонажи, были близки и тому, кто являлся современником великого английского писателя, и тому, кто выходит на подмостки сегодня, спустя четыре столетия, произнося его тексты.
Шекспировские темы вечны и близки каждому. Джульетта (Эвелина Исламова) по-прежнему не может понять, почему один лишь звук имени должен разделить ее с любимым (Ромео – артист Ренат Шаймарданов). Отелло, кипя слепой ревностью, вершит самосуд, а Гамлет (обе роли играет Дмитрий Чернов) мучается вопросами выбора. Могильщики (Артур Арутюнов и Владислав Камышников) философствуют на тему бренности человеческого бытия. Король Лир (Владимир Беркун) страдает от того, что был плохим отцом. Ричард III (Андрей Нечаев) пытается удержать власть любой ценой.
Каждый из артистов театра, мечтавший когда-либо сыграть в пьесах Шекспира, получает здесь такую уникальную возможность: актеры действуют на сцене наравне с куклами, обживая причудливые шекспировские миры.
Куклы в этой постановке необыкновенно разнообразны. Не только внешне, но и системно – на сцене появляются планшетные и перчаточные экземпляры, тростевые и марионеточные, маски и сложные необычные инсталляции. Какие лучше? И это тоже вопрос. Любопытно, что по ходу спектакля, в тех же «Ромео и Джульетте», например, вступают в запланированный драматургический конфликт сразу две кукольные системы: освободившись от нитей, куклы парят над сценой, над головами-«крышами» восторженных зрителей, словно персонажи картин Марка Шагала.
Новый спектакль предлагает окунуться в обычный актерский день. Начинается он с прихода в репетиционный зал, с привычных объятий, приветствий. Голоса начинают звучать чуть громче, кто-то разминается, кто-то повторяет текст. Советы, показы, восхищение мастерством коллеги, делающего со сломанной куклой, казалось бы, невозможное. Обычный насыщенный день, но сколько в нем для сердца слилось, сколько теплоты, любви, радости, творчества!!!
Как только актеры берут в руки куклы, мгновенно начинается маленький спектакль, и возникает вопрос: да полно, разве это куклы? Ведь смотрятся они из зала как абсолютно живые люди: и реакция, и пластика, и выразительность – ну просто фантастика!
А какой же театральный коллектив без актерских баек?! Одна из них рефреном проходит через весь спектакль, обрывая излишнюю шекспировскую пафосность и напоминая зрителям, что они все-таки находятся в веселом балагане. Бывает, что приятель-актер сыграл плохо и спектакль откровенно неудачный, но существуют правила игры: ругать нельзя, выкладывался же человек! Но и хвалить рука не поднимается. На этот случай существует деликатная формулировка: «И как тебе это удалось?» Она весело повторяется в спектакле на все лады коллегами после каждого выхода нового артиста. Великое все же качество – самоирония!
Ну а зрители после спектакля фразу «Как вам это удалось!» могут произнести разве что с самым искренним восхищением и без какой-либо фиги в кармане.
Браво, маэстрЫ! Вам таки удалось!
Елена Булова.
Фото Александра Иванишина предоставлены пресс-службой театра