В начале сентября мы писали о том, что Российский орфографический словарь Института русского языка имени В. В. Виноградова пополнился 151 новым словом, в частности, видеоблогер, погуглить, шаверма и шаурма, джетлаг, медиафейк, миллениалы, ретвитнуть, телеграм-канал, БПЛА (беспилотный летательный аппарат)… И вот авторы словаря объявили, что к концу 2022 году новых слов в словаре уже 207. В частности, к новым словам и выражениям добавились: ЧВК, тероборона, по жюль-верновски, ни куётся ни плющится, не пито не едено.
В научно-информационный орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН включено нормативное написание более чем 200 тысяч единиц русского языка – слов, первых частей слов, неоднословных нарицательных единиц, собственных имен. Их написание соответствует нормам академического «Русского орфографического словаря». Но вместе с тем, как жизнь изменяется, в словарь добавляются новые слова и выражения. И ни педагоги, ни школьники не усматривают в этом ничего противоестественного.
Так, Татьяна Пахина, преподаватель русского языка и литературы, считает, что включение в словарь новых слов и выражений – это важная и обязательная работа.
– Русский язык должен быть живым, и в наш век обильной письменной коммуникации он должен поспевать за жизнью. Также за жизнью должен поспевать и словарь, – говорит Татьяна Панина. – Доступ к справочным материалам должен иметь любой человек, поэтому ежегодные обновления словаря лингвистами педагогам очень помогают. Все слова из списка давно используются повсюду, надо уметь писать их грамотно везде: в СМИ, блогах, личных сообщениях – тот есть там, где мы, носители, хотим соблюдать норму и быть благодаря этому понятыми верно.
Учитель русского языка Алла Соловьева отметила, что появление в словаре новых слов – это дань времени. И к этому стоит относиться позитивно.
– Если уж жизнь преподносит нам новые реалии, значит должны появляться новые слова, отражающие эти реалии, – говорит Алла Соловьева. – И взрослые, и дети должны уметь грамотно писать эти слова. Это тем более важно, что молодое поколение часто в своих творческих работах – сочинениях и эссе – используют новые слова и выражения, потому что они плотно вошли в их обиход. А педагоги должны понимать, как они пишутся согласно нормам русского языка, когда проверяют работы учеников.
Ученица 11-го класса Арина Сайкова отметила, что сейчас молодежь использует много слов, которые взрослые не понимают.
– Когда я говорю с подружками и это слышит мама, она не всегда понимает, что я имела ввиду, – говорит школьница. – Я понимаю, что многие ранее знакомые нам слова превращаются в архаизмы, а в обиход входят новые слова, например, «хайп», «хейтер», «чилить». Конечно, я вряд ли буду использовать их в эссе во время ЕГЭ по русскому языку, но как новые слова пишутся согласно правилам русского языка – хорошо бы знать.
Мона Платонова.
Новые слова – это своего рода прогресс. Но русский орфографический словарь подразумевает русские слова. А в данном случае с происхождением слов я бы поспорила… Тут скорее в приоритете дань времени…
Язык – как река, способен к самоочищению. Ненужное со временем смоется, исчезнет. Нужные слова – останутся.
Значительная часть слов либо иностранного происхождения, либо связана с интернет-сферой. В принципе, ничего страшного. Но вот то,что эти слова используют ученики в сочинениях и эссе, по-моему, не очень хорошо.