По данным Банка России, за первый квартал 2023 года мошенниками у россиян было похищено более 4,5 млрд рублей.
Как пояснил заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, председатель Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов, комментируя эти данные в ходе пресс-конференции в НСН, здесь речь идет не только о банковских мошенничествах, потому что банковскую сферу затрагивает лишь часть киберпреступлений:
«За 5 лет (с 2018 по 2022 год) количество таких преступлений, зарегистрированных правоохранительными органами, выросло в 3 раза: 174 тысячи было в 2018 году, в 2022-м уже 522 тысячи. Это только то, что было зарегистрировано. Но если мы говорим о киберпреступлениях, то мы должны понимать, что это преступления, относящиеся к латентной группе, то есть слабо выявляемые. К тому же далеко не все потерпевшие обращаются в правоохранительные органы. Соответственно, все эти цифры, с моей точки зрения, можно смело умножать на три, на четыре, а то и на пять. Сейчас у нас 25% от всех преступлений происходят с использованием интернета. Это очень много. По данным МВД, мы видим, что сокращается уличная преступность (разбои, грабежи и действия насильственного характера), но преступления все чаще переносятся в интеллектуальную область: так, мошенники используют методы социальной инженерии. Сейчас что только не используют мошенники, чтобы добиться от своих жертв правильного поведения: это и звонки из разных якобы правоохранительных органов, и звонки от якобы сотрудников банка. Причем имитация идет на таком высоком уровне, что порой становится просто страшно. Приведу один из примеров, который я лично наблюдал: после серии переговоров мошенники прислали копию удостоверения сотрудника Центробанка, который якобы занимается этим делом. Сейчас этим делом занимаются правоохранительные органы».
По словам Артема Кирьянова, особенно осторожными нужно быть жителям городов-миллионников, так как там доля киберпреступлений доходит до 40% от общего объема:
«Если говорить о ситуации конкретно с банками, только в 2022 году 14 млрд рублей было выведено со счетов клиентов неизвестно куда без их согласия. В целом по прошлому году ущерб составил 22 млрд рублей. И, соответственно, в этом году, если мы просто умножим 4,5 млрд, похищенные мошенниками в первом квартале, на 4, то мы получим уже 18 млрд. Но это еще не предел, и я думаю, что эта цифра может преодолеть порог в 30 млрд рублей».
С учетом озвученных цифр, Артем Кирьянов посетовал на неудовлетворительную работу служб безопасности банков, которые в случаях, когда дело касается взыскания задолженностей с населения, проявляют зачастую излишнее рвение, а эффективно противодействовать мошенникам у них пока не получается.
«Теперь о том, что касается возврата денег, если даже кого-то арестовали… Так, в 2021 году по таким делам было задержано более 60 тысяч человек; в 2022-м – более 70 тысяч; в 2023-м, видимо, будет более 80 тысяч. Но с них нечего взять. Ну, получат они какие-то сроки; ну, по приговору наложат на них какие-то взыскания, которые они до конца жизни не отдадут. Выйдет такой человек из тюрьмы, устроится на какую-нибудь работу или вообще не устроится, а просто продолжит жизнь мошенника… Ну что с него взять? Ничего!» – констатировал Артем Кирьянов.
Целый ряд возможных средств борьбы с этим «девятым валом» киберпреступности предложил еще один участник пресс-конференции, экономист, профессиональный эксперт в области управления предприятиями, член Советов директоров ряда российских компаний Евгений Змиев:
«По официальным данным, из украденных мошенниками в 2022 году с банковских счетов россиян 14 млрд рублей удалось вернуть только 618 миллионов. Это меньше 5%! То есть, рентабельность деятельности мошенников больше 95%. Естественно, такой доходный бизнес будет привлекать все больше участников. Попытаемся разобраться в том, кто в этом виноват. Во-первых, когда мошенники звонят своим жертвам, они, как правило, называют им их имя, фамилию и все другие персональные данные. Поэтому человек верит, что ему действительно звонят из банка. А откуда эти данные у мошенников? Из тех же банков, откуда идут постоянные их сливы. То есть сохранность персональных данных граждан у банков сейчас, мягко говоря, не на высоте. Несмотря на штрафы, несмотря на санкции, пока за потерю данных клиентов ни у одного банка лицензию не отозвали, потому что это не является основанием для отзыва лицензии. Поэтому, по моему мнению, нашим законодателям необходимо включить в перечень оснований для отзыва лицензии у банка потерю или несанкционированный доступ к персональным данным клиентов. Если эту норму ввести, то банки будут гораздо более серьезно относиться к этим случаям, потому что утечку данных не скрыть, о ней становится известно достаточно быстро».
А технические возможности для того, чтобы более тщательно охранять персональные данные клиентов у банков, по мнению Евгения Змиева, есть уже сейчас:
«Другое дело, когда граждане сами передают мошенникам свои данные. В этих случаях, как уже было сказано, мошенники используют методы социальной инженерии, которым неподготовленному человеку противостоять очень сложно. Де юре в результате такого разговора гражданин оказывается сам виноват в том, что он отдал свои данные мошенникам. Но при этом мы совершенно забываем, что в таких случаях соучастниками мошеннических схем являются операторы телефонной связи, так как все мошеннические действия совершаются по телефону. А раз они звонят, то благодаря «пакету Яровой» все данные, даже о содержании разговоров, у операторов связи есть. И было бы неплохо им такую опцию ввести: если мне позвонил мошенник, я тут же захожу на приложение оператора связи, ввожу телефон мошенника, после чего оператор послушал этот разговор и телефон мошенника быстренько заблокировал. Ведь мошенники тоже не смогут каждые пять минут менять телефонные номера, ведь у нас сейчас все это персонализировано, нужны паспортные данные и прочее, прочее. После этого количество таких преступлений сократится в разы. Я уже не говорю, что можно прослушивать разговоры по ключевым словам, можно легко выявить номера, по которым звонки идут намного выше среднестатистической нормы, ведь обычные люди не звонят каждые пять минут целыми днями. Операторам связи нужно обращать особое на внимание на такие номера, особенно если у клиентов они появились недавно, их прослушивать и блокировать».
Евгений Змиев убежден, если хотя бы эти предложенные нормы ввести, то жизнь добропорядочных россиян станет намного спокойнее и безопаснее. Хотя, как известно, любое действие всегда порождает противодействие, и не исключено, что в этом случае мошенники как всегда окажутся на голову впереди.
Сергей Ишков.
Фото «Московской правды»
Все эти лохотроны практически не изменились с 90-х и все равно народу на них ведется много, причем даже депутатов и больших начальников разводят. То ли народ такой до сих пор доверчивый, то ли еще что то.
Терпеть не могу этих мерзких лентяев, которые не хотят работать. Никаких моральных принципов.
Столько много пишут и говорят про мошенников, но столько людей регулярно попадаются на их удочку!
А все почему? Да потому что финансово людей никто не просвещает. Лучше бы на ТВ были постоянные передачи, тогда люди бы знали чего ожидать. Очень жаль бабушек, которые отдают последнее, что у них есть.
А по-моему постоянно говорят по телевизору – не верить тому, что говорят по телефону! Не говорить коды, не переводить деньги!