1245 лет назад, 15 августа 778 года, произошла битва в Ронсевальском ущелье. Она не имела какого-либо решающего значения для тогдашней Европы. Но осталась в истории благодаря «Песни о Роланде».
В «Песни о Роланде» отразилось все: и типичный для всех времен соблазн приукрашивания своей истории, и идеология Крестовых походов, и Реконкиста, и мотивы централизации власти, вассальной верности сюзеренам.
Мы не знаем, как излагали те события барды и менестрели VIII-IX веков. Та «жеста», то бишь «песнь о деяниях», сохранилась и дошла до нас в рукописи середины XII века. То есть текст от события отделяет четыре века.
Эпос воспевает подвиг Роланда, маркграфа Бретани, пограничной территории государства франков, верного вассала короля Карла – будущего императора Карла Великого, основателя династии Каролингов.
События разворачиваются на фоне похода Карла в Испанию. В «Песни о Роланде», записанной через четыре века, мы читаем, что это была война исключительно с «нехристями», дабы они приняли «завет Христа» и «закон Христа». При возвращении Карла из похода, на арьергард его армии в Ронсевальском ущелье, на границе нынешней Испании и Франции, напали сарацины (мавры, арабы). Отряд франков под командованием Роланда принял бой. При этом Роланд отказался от обращения за помощью к Карлу, дабы не навлечь опасность и на него. Роланд и его отряд героически погибли. Во славу христианской веры, Франции и короля.
Да, отряд Роланда погиб. Но в остальном на самом деле все было не так.
Как известно, Пиренейский полуостров в начале VIII века завоевали мусульмане из Северной Африки – арабы и берберы, которых в Европе называли маврами. Они создали мощное государство – Кордовский эмират, через полтора века провозглашенный халифатом. В него входили, халифу подчинялись эмиры Гранады, Андалузии, Толедо, Севильи, Сарагосы и другие. Некоторые из них были недовольны существующим положением. Заговор возглавил эмир Сарагосы – он позвал на помощь Карла, короля франков. Тот согласился (видимо, усмотрел какую-то выгоду) и поднял в поход большую армию. Однако никакой поддержки от эмира Сарагосы не получил, поскольку того местные жители изгнали из города и заперли ворота. Осада Сарагосы не удалась. К тому же в государстве франков снова восстали саксы. Карл повернул армию, двинулся в обратный путь. А по пути разрушил и разграбил христианский город Памплону, столицу басков.
Баски и астурийцы – единственные на Пиренеях сохранили независимость, отстояв свои земли в боях с мусульманами-маврами.
И тут – удар со стороны Карла.
Разгневанные баски и напали в Ронсевальском ущелье на армию Карла, уничтожили отряд маркграфа Роланда.
Вот и вся история.
В Анналах королевства франков (788-793) упоминаний о битве в Ронcевальском ущелье нет. Потом, в переписанных вариантах, повествуется, что баски «привели в большое смятение все войско» Карла. Затем, в другом варианте, «войско» заменилось на «тех, кто шел в самом конце». И здесь уже упоминается и Роланд.
Мы не знаем, как излагали то событие барды и менестрели VIII-IX веков. Возможно, так, как оно и было. Возможно, потом им стали говорить: «Ребята, нехорошо напоминать, что наш Карл Великий участвовал в разборках мусульман-мавров, нехорошо упоминать, что на него напали христиане».
Очевидно, что «Песнь о Роланде» была создана «в духе времени».
Так создаются мифы.
Сергей Баймухаметов.