Социальная газификация забуксовала из-за стоимости подключения. Матвиенко дважды напомнила о недостроенной, фактически замороженной ТЭЦ-4 в Хабаровске. Однако реакции на слова председателя я не увидел.
После визита Новака в СФ государственный радиоканал «Вести-FM» сообщил, что правительство не поддержало депутатский законопроект об ограничении цен на топливо. Против выступил Минэк, пугая неконтролируемым ростом цен.
Представьте ситуацию из фантастики Станислава Лема: тебя где-то не хотят и ненавидят, ограничивают и санкционируют, взрывают по частям и открыто говорят, что надо тебя уничтожить целиком, а ты туда идешь и другого пути не видишь, забывая про собственный дом и семью. Потому что соглашения о разделе продукции (СРП) начали заключать с иностранными компаниями-монополистами не после распада Союза, а еще при Сталине. Это такая форма раздела недр страны с безусловной передачей в эксплуатацию иностранцам. Когда по настоянию Вячеслава Володина стали избавляться от действующих СРП, уровень жизни на Сахалине вырос, и на острове повысили рождаемость. Рядом в Хабаровском крае идет обратный процесс. Хотя губернатору Михаилу Дегтяреву многое удалось, он выступал в СФ в тот же день. Критика в Совете Федерации сокращена, дискуссия в отличие от Думы толерантная.
Парламентская дискуссия усложняется в процедуре и упрощается по смыслу. На комитетах перед 555-м пленарным заседанием СФ несколько раз прозвучало одно и то же, что уже замусолено в Думе – поправки в закон о пчеловодстве, по военно-прикладным видам спорта, защита прав потребителей на маркетплейсах. Почему-то на язык сенаторам попал кедровый орех, а не, например, топливо или макароны. Понятно, запасы ореха в России неисчерпаемы. Достать орех с сибирского кедра, более точно сибирской семихвойной сосны, вынести из тайги мешки на берег и на лодке отвезти в поселок, затем из шишек наковырять орехов, я сам этим увлекательным делом занимался в сибирской экспедиции. Сенаторы почему-то организовать процесс не могут. Шишка идет в Китай, и орех в аккуратных пакетиках возвращается в десять раз дороже. Такая у нас экономика. Самое трудное – достать шишку с дерева и притащить руками мешки из труднодоступных мест, но ручной труд стоит дешевле всего. С рыбой ситуация еще хуже. Валентина Матвиенко дала постоянно действующее поручение о повышении потребления рыбы в России. Рыбу выращивают на стимулирующих развитие антибиотиках производства США. А корма такие, что рыба успевает сгнить по пути до прилавка. Аккурат к Новому году прошла информация о некачественной икре из Китая по 16 долларов за килограмм, которую на границе перефасовывают как российскую и продают по полной цене. Отечественное производство конкуренции не выдерживает.
Может быть, надо было начать с качества продуктов хотя бы в магазине, а лучше на границе?
Парламентские слушания в понедельник с очередным пароксизмом защиты прав потребителей были очень длинными и содержали лишь один существенный тезис: фальсификация позволяет существенно повысить норму прибыли. Это такая же свежая новость, как та рыба. Новая информация в том, что речи в СФ после ухода из палаты ярких личностей интересны разве что ошибками типа «Эти законы канули в летО» или «Военно-приклАдные виды спорта»
Интерес дискуссии в СФ придает сама председатель палаты Валентина Матвиенко. Например, перед голосованием по поправкам в закон о пчеловодстве Матвиенко предложила создать группу любителей меда и проследить за исполнением закона, чтоб не получилось так, что набрали мух, а требуют как с пчел. В дискуссии выяснилось, что закон о меде и его качестве не имеет нормативной базы, на этот продукт нет стандарта. В Думе содержательного обсуждения закона о пчеловодстве я не слышал.
Основными вопросами 555-го пленарного заседания СФ в среду, 22 ноября, стали два – закон о бюджете на 2024 год и правительственный час о развитии ТЭК с участием зампреда правительства Александра Новака.
По обоим вопросам лишнего не говорили. Инициатором сокращения публичной дискуссии выступает председатель комитета по бюджету Анатолий Артамонов. При этом в процессе обсуждения бюджета Артамонов пытался в приватном порядке порешать вопросы с руководителем Минфина Антоном Силуановым. Матвиенко была вынуждена сделать председателю комитета замечание.
Зампред СФ Андрей Турчак сообщил, что из 1,1 млн заявок газ подведен к границам 770 тысяч домовладений и только 420 тысяч подключено. Всего три тысячи социальных объектов выявлено, которые нуждаются в подключении. Кто-нибудь может в это поверить? – риторически спросил Турчак. Выявились две причины. Регионалы спихивают на муниципалов и прячут голову в песок. Из пояснений можно понять, люди отказываются от газа из-за дороговизны подключения. Сто тысяч обходится закупка оборудования и подвод низкого давления от забора до кухни. Это бред, но это так. На мой взгляд, задрали стоимость подключения до запретительного уровня по коррупционным схемам. Но при этом для России действует генеральная установка на рыночную доходность по каждому виду продукции и услуг. Импортозамещение в таких условиях невозможно, в каждой технологической цепочке есть промежуточный ключевой продукт с низкой потребностью по объему, нерентабельный в производстве.
Публичная позиция сенаторов по бюджету практически полностью совпадает с тем, что говорили в Думе единороссы. Есть такой парадокс, после ухода Алексея Кудрина конструктивной критики бюджета стало меньше, хотя поводов для нее явно больше. И незавершенка недостроя никуда не делась, в федеральную адресную инвестиционную программу продолжают попадать объекты без проектно-сметной документации. Госпрограммы продолжают виснуть без привязки к реальности и адекватных оценок. По словам и. о. председателя Счетной палаты Галины Изотовой, преобладают ведомственные показатели, которые сами составляют и сами контролируют. Изотова обратила внимание на рост госдолга и выплат на его обслуживание. Зампред СФ Николай Журавлев отметил, что госдолг у нас самый низкий в мире. Он же сказал о снижении импортозависимости в ТЭК.
Вынужден признать, что в показателях бюджета я так и не разобрался. Цифры скачут и непонятно что означают. Приведу то, в чем вроде бы сомнений нет, в триллионах рублей на 2024 год.
Доходы 35,065 (19,5% ВВП).
Расходы 36,66 (20,4% ВВП).
Дефицит федерального бюджета 1,595 (0,9% ВВП).
Объем ВВП 179,956 (рост на 2,3%).
Уровень инфляции не превышает 4,5%.
Расходы по самой объемной статье бюджета «национальная оборона» предлагается увеличить до 10,77, в три раза больше, чем было до начала СВО.
Социальная политика 7,324.
На обслуживание госдолга из федерального бюджета выделят 2,3 трлн рублей.
Пока мы тут разбирались в цифрах бюджета, Аргентина 20 ноября избрала себе президентом Хавьера Херардо Милея, экономиста и предпринимателя.
Слушая этого экстравагантного человека, отъезжаешь на машине времени в такое перестроечное средневековье, в котором Россия даже побывать не успела. А так всё то же самое. Ничего другого глубинное государство придумать не может – переход на доллары и английский язык, ликвидация национальной системы управления и представление в пользование англосаксонским ТНК своих недр. В Аргентине это медь.
Лев МОСКОВКИН.
Фото Ольги Давыдовой