С наступлением зимы во многих местах страны начались разные форс-мажорные ситуации. И речь идет не только о заметенных дорогах и дворах, но и об отключении электро-, водо- и теплоснабжения.

О том, что десятки домов в четырех московских районах – Бибирево, Северное Медведково, Южное Медведково и Отрадное – остались без света, воды и отопления, узнала вся Россия. Федеральные СМИ, а за ним местные и, разумеется, социальные сети тут же известили: «Несколько районов Москвы остались без тепла и света», «Что происходит в оставшихся без энергии районах Москвы?», «Жуткий холод»: жители Москвы рассказали об отсутствии отопления в домах из-за пожара на подстанции», «Около 40 многоэтажных домов в Москве остались без отопления и света».
Конечно, меры приняли немедленно: с утра к перекачивающим станциям привезли дизель-генераторы, чтобы включить насосы и подачу тепла, доставили во дворы цистерны с питьевой водой. Здесь надо отметить, что в Москве системы энергоснабжения дублируются, и уже с полудня дома начали переключать на резервные схемы. Пожар на Бескудниковской электроподстанции случился ранним утром 4 января. Вечером 5 января московский мэр Сергей Собянин информировал, что последствия аварии на подстанции устранены: «Все дома запитаны по постоянной схеме электроснабжения. Тем не менее, двадцать бригад продолжают находиться на дежурстве для оперативного решения возможных жалоб граждан».
Однако в памяти остались (и это объяснимо) тревожные заголовки. Да, все, что происходит в столице, разносится по всей стране. В отличие от таких же (таких, да не таких) ЧП за пределами МКАД. Например, в сильные морозы отключились свет и тепло более чем в двадцати населенных пунктах Московской области. В Химках (20 километров от Кремля, как и Медведково) больше сотни домов были без света, водопровода и канализации. Кстати, Химки периодически замерзают с начала отопительного сезона.
В Подольске утром 4 января после аварии в котельной без отопления остались 173 многоквартирных дома. Температура в помещениях не превышает 10°C. К вечеру 5 января наладили теплоснабжение в 20 домах. Жители пишут в соцсетях, что не надеются на скорое восстановление, потому что в некоторых квартирах, подъездах и подвалах лопнули батареи.
Примерно такое же положение в отдельных населенных пунктах Солнечногорского, Раменского, Чеховского районов Подмосковья.
Что уж говорить о более дальних краях и областях.
В Усть-Абаканском районе Хакасии 11 декабря ввели режим ЧС из-за проблем с электроснабжением и теплом в 30-градусные морозы. Для жителей организовали пункты временного размещения.
Утром 12 декабря ростовский губернатор Василий Голубев извещал в своем телеграм-канале: «Без электричества на данный момент остаются около 150 тысяч человек».
А вечером: «По состоянию на 21:00 <…> без электроснабжения сейчас более 180 тысяч человек в Ростове-на-Дону, Таганроге, Азове, Неклиновском, Азовском, Каменском и других районах. Режим повышенной готовности введен в Ростове-на-Дону, Аксае и Белокалитвинском районе».
В Тульской области жители деревень Темьянь и Скрипово с 31 декабря живут без отопления, света и водопровода.
3 января в Воронеже отключились отопление и горячая вода в 103 многоквартирных домах и 16 социальных объектах.
В поселке Красные Ткачи Ярославской области жители спасались от холода в пунктах обогрева, которые открыли в школах.
Газета «Забайкальский рабочий» и информационный центр Следственного комитета РФ 3 января обнадежили жителей поселка Борзя Забайкальского края: «В СМИ и социальной сети сообщается об отсутствии с ноября прошлого года водоснабжения в микрорайоне Борзя-2. Александр Бастрыкин (глава СКР) поручил руководителю СУ СК России по Забайкальскому краю Алексею Вольному представить доклад об установленных в ходе проверки обстоятельствах».
На следующий день телеграм-канал «Сибирский экспресс» дополнил:
«Власти Борзи признали, что попытки подключить микрорайон Борзя-2, который два месяца сидит без воды, к центральному водоводу не принесли успеха. Одновременно чиновники решили «расконсервировать скважину, которая осталась в микрорайоне от военных», рассказали в администрации города. «Но на нее [скважину] нет паспорта и какой-либо информации о технических характеристиках. Только сегодня было произведено обследование скважины специальным прибором – эндоскопом (так как прибор пришел 31 декабря). В результате выяснилось, что скважина является артезианской, в ней есть вода и есть возможность ее эксплуатации. Однако нет никакой информации по поводу ее безопасности. Пить ее категорически нельзя! Эта вода только для хозяйственно-бытовых нужд».
В начале сентября уже минувшего года заместитель министра строительства и ЖКХ Алексей Ересько говорил в интервью журналистам: «За прошедший отопительный период на объектах коммунальной инфраструктуры зафиксировано более 48 тысяч происшествий. Сейчас жилые дома активно готовят к зимнему периоду».
Вот он и наступил, зимний период. И показал действительное положение. Хотя оно ни для кого не было секретом. Два года назад сенатор Андрей Шевченко, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, предупреждал: «Степень износа коммунальной инфраструктуры в целом по стране варьируется в пределах 60%. <…> В ряде регионов общий уровень износа всей коммунальной инфраструктуры превышает 70%, а по отдельным ее видам, например, канализационным сетям, более 80%». (https://realty.ria.ru/20210519/iznos-1733023586.html)
А ведь еще в 2007 году президент РФ подписал федеральный закон о создании государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», на что сразу же было выделено 240 миллиардов рублей – 10 миллиардов долларов по тогдашнему курсу.
Суть в состоянии основных фондов, включая и систему ЖКХ. Основные фонды – это, по определению экономического словаря, длительно используемые средства производства, участвующие в производстве в течение многих циклов, имеющие длительные сроки амортизации. К основным средствам (фондам) относят землю, производственные здания, сооружения, машины, оборудование, приборы, инструменты.
В общем и в целом по стране износ основных фондов по итогам 2022 года составляет 40,5% (https://rosstat.gov.ru/folder/14304).
В 1990 году был – 35%.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.
А 7 января жители улицы Молодёжной в Химках записали обращение к Путину из-за отсутствия отопления в их домах https://t.me/himki24/558