65 лет назад, в июне 1959 года, в Нью-Йорке открылась Выставка достижений советской науки, техники и культуры. Одновременно, c 25 июля по 4 сентября, в московском парке Сокольники действовала Американская национальная выставка.
То было время, вошедшее в историю как оттепель – во всех сферах внутренней и внешней политики. В сентябре 1959 года случилось невиданное прежде событие – первый в истории визит руководителя СССР в США.
Холодная война не прекратилась, но по новой государственно-идеологической установке та же Америка должна была восприниматься уже не как враг, а как политический оппонент, с которым надо соревноваться во всех областях. В общем и целом – доказать и показать Западу преимущества советского строя.
На нашей выставке в Нью-Йорке были представлены макеты первого спутника Земли, стадиона «Лужники», автомобили «Волга», «Москвич-407», радиоприемники, телевизоры. Интерес вызвал у американцев макет пятиэтажного сборного панельного дома. Вице-президент США Ричард Никсон, будучи в Москве, говорил советскому лидеру Никите Хрущёву: «У вас был очень хороший дом представлен на выставке в Нью-Йорке. Мы с женой осмотрели его и получили большое удовольствие». С конца 1980-х у нас эти панельные пятиэтажки пренебрежительно называли хрущёвками, а микрорайоны сплошной застройки – хрущёбами. Странная, непонятная забывчивость и неблагодарность. Получить отдельную благоустроенную квартиру – это была удача, счастье. За 15 лет, с 1956 по 1970-й, в благоустроенные квартиры переселилось 100 миллионов человек, выбравшись из подвалов, бараков, коммуналок. Кстати, те дома служат до сих пор.
Американская выставка в Сокольниках стала для советских людей окном в другой мир, скрытый за «железным занавесом». По свидетельствам очевидцев, популярен был автомобильный павильон. Одну из тех машин, серии Plymouth Belvedere 1959 года выпуска, оставили в подарок, и в течение многих лет она использовалась на киносъемках в «Мосфильме». Тогда же наши люди впервые увидели и попробовали пепси-колу, хот-доги и гамбургеры, получали яркие пластиковые сумки-пакеты, затем пребывавшие в моде и обиходе чуть ли не до 80-х годов.
Население Москвы в 1959 году – пять миллионов. На выставке побывало три миллиона советских граждан. Воспоминания о ней долго еще передавались от старших к младшим.
А в целом американская выставка осталась в истории еще и знаменитой фразой Хрущёва. Речь о так называемых «кухонных дебатах» первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета Министров СССР Никиты Хрущёва и вице-президента США Ричарда Никсона. Понятно, что начались они с обсуждения общих вопросов.
«Мы не претендуем на то, чтобы изумить русский народ, – говорил Никсон. – Лучше соревноваться в достоинствах стиральных машин, чем в силе ракет. Вы такое соревнование желаете?»
«Да, именно такого соревнования мы хотим, – отвечал Хрущев. – Но ваши генералы говорят: «Давайте соревноваться в ракетах». Мы сильны, и мы вас можем разбить. Мы можем вам кое-что показать».
«Мы и вы сильны не только с точки зрения силы оружия, но и с точки зрения силы духа, – рассуждал Никсон. – Никто из нас не должен использовать эту силу, чтобы не ставить другого в положение, когда тому, по сути, предъявлен ультиматум. В наши дни и в наш век это было бы ошибкой. При современном оружии не будет никакой разницы ни для кого из нас, если война начнется».
«Сейчас драться нельзя. Сейчас времена ядерного оружия, – соглашался Хрущев. – Какой-нибудь дурак может начать войну, и тогда даже мудрые люди не смогут ее прекратить».
Беседовали они в павильоне, где был макет дома для американской семьи среднего достатка. Холодильник, стиральная и посудомоечная машины, СВЧ-печь, миксер, соковыжималка. И разговор, естественно, перешел на бытовые темы.
«Это наша новейшая модель, – показывал Никсон на посудомоечную машину. – Такие производят тысячами. В Америке нам нравится облегчать жизнь женщинам».
«Ваше капиталистическое отношение к женщинам не для коммунизма», – отвечал Хрущев.
«Я думаю, что такое отношение к женщинам является универсальным. Что мы хотим сделать – так это облегчить жизнь домохозяйкам», – возражал Никсон.
«А у вас нет такой машины, которая бы клала в рот еду и ее проталкивала? – пошутил Хрущев. – Вы показываете нам много интересных вещей, но они не необходимы для жизни. От них нет пользы. Это все лишь штучки».
Разговор не ограничился кухонной темой, превратился в сравнение систем, экономик. Как писал в мемуарах Сергей Хрущёв, сын лидера СССР, Хрущёв постепенно раздражался, и в конце концов выпалил: «В нашем распоряжении имеются средства, которые будут иметь для вас тяжелые последствия. Мы вам еще покажем кузькину мать!»
В Америке дебаты транслировались в прямом телевизионном эфире, переводчик не знал, что это фразеологизм, и потому перевел, как мог: «Мать Кузьмы!»
Сергей Баймухаметов.