Яблок у нас много. Но их почему-то недостает. Вернее, где-то – мало и дорого, а где-то – бесплатно девать некуда, выбрасывают.
На недавней встрече в Кремле с президентом России Владимиром Путиным руководитель Республики Северная Осетия-Алания Сергей Меняйло упомянул, что в регионе находится самый большой яблоневый сад площадью 1500 гектаров. «И все равно дефицит, есть куда развиваться», – прокомментировал глава государства.
Кстати, яблоки не в первый раз попадают в сферу внимания на высшем уровне. В начале июня министр сельского хозяйства Оксана Лут доложила президенту, что общее производство яблок составляет примерно 44%, а к 2030 году необходимо увеличить этот показатель до 60%. А сейчас, с учетом снижения урожая из-за заморозков в Центральном и Северо-Западном регионах, рассматривается возможность поставок яблок из других стран.
«Только ничего не затягивайте, чтобы не привело к каким-то скачкам цен на внутреннем рынке», – предупредил президент. И продолжил: «У нас же есть для этого все условия. Тем более мы что, яблоневые сады не можем посадить, что ли? Понятно, что они должны вырасти. Но достаточно быстро же растут. Главное экономические условия создать. Подумайте еще над этим, посоветуйтесь с коллегами. Что нам до 2030 года тянуть-то?» (http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/74219)
Картофель и яблоки всегда были и остаются социально значимыми продуктами.
Тут своя давняя история. Например, в советские времена в моем родном казахстанско-сибирском городе Петропавловске яблок в магазинах отродясь не было, только на колхозном рынке, у торговцев из среднеазиатских республик. Помню, килограмм в 1973 году покупали за три рубля. То же самое – в других близких по климату городах по 55 градусу северной широты – в Омске, Новосибирске, Томске, Красноярске. По данным Росстата, средняя зарплата в СССР тогда была 136 рублей. (https://rosstat.gov.ru › storage › mediabank)
К тому времени в стране уже началась инициированная властями бурная дачная эпопея с раздачей участков по шесть соток, с летними домиками, которые ласково называли «собачьи будки». И вскоре все преобразилось. В той же моей Северо-Казахстанской области, где почти пять месяцев в году зима, зацвели белым кружевом сады. Даже сливы появились, а отдельные граждане умудрялись арбузы выращивать на нашей суровой земле.
Некоторые городские владельцы дач стали сдавать яблоки в потребкооперацию и даже продавать. Не сами, конечно. Привозили на колхозный базар, передавали бабулям, договариваясь о цене, а те уже со своей наценкой продавали с прилавка. В итоге получалось дешевле привозных среднеазиатских. Конкуренция, однако…
А уж в новые, нынешние времена – садово-дачное изобилие.
Кстати, о заморозках в Северо-Западном регионе, которые, по докладу Минсельхоза, сказались на урожаях. Был ранней осенью в тех краях. И на обозримых частных пространствах бесплодных деревьев не заметил. Я уже писал в «Московской правде», что в большом поселке на севере Ленинградской области, где мы иногда живем летом, яблоками заваливают ухабы и колдобины на дорогах. Девать некуда.
Еще парадоксальней жизнь в местах отнюдь не дачных, а сельских. Городские, если и выращивают огурцы, помидоры, картошку, кабачки, то в меру, для себя, раздают близким. С сельскими – иначе. В одной из деревень Псковской области, куда мы заезжали, некоторые (не все, конечно) местные жители до сих пор производят в непомерных для себя количествах все, что дает земля. Натура у них такая, крестьянская, не могут иначе, не могут, чтобы земля пустовала. Выращивают и – выбрасывают на свалку. Не все имеют возможность вывезти на продажу, да и местный рынок переполнен.
По данным правительства, в России сейчас 12,5 миллиона только дачных участков. (http://government.ru/news/47700/) А уж сельских приусадебных – не счесть. Сколько же там выращивается овощей-фруктов, какое же богатство мы имеем!
В СССР, при абсолютном приоритете государственного сельскохозяйственного производства, тем не менее работала более или менее развитая система потребкооперация, действовали заготовительные, закупочные пункты. А что сейчас, при других условиях, при других возможностях?
Вот информация из Центрального союза потребительских обществ (Центросоюза): «Общая стоимость закупленной продукции (мяса, молока, плодоовощной продукции, лектехсырья и др.) в 2023 году составила 25,5 млрд рублей». (https://tpmag.ru/news/potrebkooperacziya/mezhdunarodnyij-den-kooperativov/)
Как видим, здесь даются закупки не только фруктов, но и овощей, мяса, молока, лекарственно-технического сырья – по системе потребкооперации. Всего – на 25,5 миллиарда. Много это или мало в масштабах страны? Для сравнения: бюджет футбольного клуба «Зенит» – 17 миллиардов рублей.
Далее: «Для осуществления закупок организации располагают материально-технической базой (около 6 тыс. приемозаготовительных пунктов)».
Шесть тысяч приемозаготовительных пунктов на десятки миллионов дачных и приусадебных участков, на всю страну от Смоленска до Владивостока и от Махачкалы до Архангельска – много это или мало?
Вины Центросоюза в том нет. Любая организация хочет расти и развиваться. Но… Например, два года назад на Всероссийском съезде сельскохозяйственных кооперативов говорилось: «Резолюции съездов повторяются из года в год, потому что поднимаемые в них вопросы исполнительной властью не решаются. Россия на сегодняшний день занимает одно из последних мест в мире по уровню развития кооперации».
Летом, сразу же после рассмотрения «яблочного вопроса» на высшем уровне, Россельхознадзор объявил, что выпавшие объемы заместят поставки из Азербайджана, Армении, Турции, Сербии, Китая, Белоруссии, Приднестровья и Северной Кореи. Прилавки магазинов не пустуют.
В то же время, как показывает действительность, в приусадебных, дачных и личных подсобных хозяйств яблок у нас много. А вот чего не хватает – отдельный вопрос.
Сергей Баймухаметов.