Городская Мельпомена при покупке билета и при входе в храм искусства требует удостоверение личности, а федеральная Мельпомена пока молчит.
С 15 марта продажа билетов в московские городские театры и концертные залы производится по предъявленным документам. С обозначением на билетах фамилии, имени и отчества. При входе также надо показывать какое-либо удостоверение личности.
Один из столичных театров уже отчитался – все нормально, без проблем, на сайте доступна необходимая информация, электронное табло у касс дает подробные инструкции. Зрители проходят контроль быстро, увеличено количество входных дверей, рамок металлоискателей и сотрудников для ускорения прохода зрителей. Очередей, толкотни, как некоторые опасались, нет.
Правда, у значительной части театрально-концертных деятелей и особенно у зрителей нововведения вызывают как минимум вопросы. Теперь надо приходить на концерт и спектакль заблаговременно, «чтобы успеть пройти процедуру проверки билетов и документов». Так и говорится в одном из обращений одного из театров к зрителям: «Пройти процедуру проверки билетов и документов».
Значит, в частности, теперь нельзя подарить знакомым билеты в театр. В принципе, можно, но потребуются их документы. Придется сказать: «Дайте мне свои паспорта – хочу сделать вам сюрприз».
А если планы изменились и сам в театр пойти не можешь? Чего проще – отдай билет другу. Только для этого, как написано в правилах «Ленкома», надо заполнить заявление. Указать Ф. И. О., адрес, электронную почту, телефон, наименование, дату, время и место проведения зрелищного мероприятия, копию документа, удостоверяющего личность, оригинал билета, цену билета, копию электронного кассового чека, согласие на обработку персональных данных того лица, на которое переоформляется билет. И что-то еще…
Под действие новых правил подпадают 63 московских театра и 36 концертных организаций и культурно-досуговых учреждений (https://www.mos.ru/authority/messages/97055).
Зачем, из каких соображений все это сделано? Объясняют: для борьбы с перекупщиками-спекулянтами и для безопасности граждан.
С перекупщиками, наверное, мера запоздалая. Это в советские времена был дефицит, ажиотажный спрос на билеты в театры Москвы, орудовали организованные группы скупщиков-спекулянтов. Сейчас ажиотажного спроса нет. Если же кто-то продает, а кто-то покупает с рук билет втридорога, то это его дело и дело его кошелька.
Однако имеются исключения. Большой театр и Театр имени Евгения Вахтангова в прошлом декабре уже вводили именные билеты. Но лишь на отдельные спектакли, пользующиеся повышенной популярностью. В то же время директор Вахтанговского театра Кирилл Крок считает, что введение полного контроля только снизит продажу, посещаемость, общее положение: «Именные билеты повсеместно – это проблемы и для зрителей, и для театров» (https://rg.ru/2024/11/22/reg-cfo/kirill-krok-imennye-bilety-eto-neudobstvo-dlia-teatra-i-zritelia.html).
Что до безопасности, то за пределами новых правил остаются кинотеатры, торгово-развлекательные центры и стадионы. И – 15 театров федерального подчинения. В их числе Большой, Малый, Вахтанговский, МХТ имени Чехова, МХАТ имени Горького и другие.
Возможно, они ждут решения на общефедеральном уровне. Потому что в регионах люди тоже ходят в театры. И не только в театры, а также в кино и на стадионы.
Впрочем, проект с именными театрально-концертными билетами называется пилотным. То есть пробным, экспериментальным. Выдержит ли он проверку, получит ли понимание и одобрение публики – покажет время.
Сергей Баймухаметов.
Фото Сергея Ведяшкина /агентство «Москва»