По мнению председателя Союза пассажиров, члена Общественного совета при Минтрансе России Кирилла Янкова, такими могут быть последствия принятия закона о локализации такси, который должен вступить в силу с 1 марта 2026 года.

Соответствующий законопроект уже поддержал Совет Федерации. Ранее документ был принят депутатами Госдумы в трех чтениях. Суть этого закона заключается в том, что в такси смогут работать только автомобили с достаточной степенью локализации производства, которую будут определять по количеству баллов (необходимо будет набрать как минимум 2200 баллов). Такой необходимый минимум означает высокую долю российских комплектующих и сборку в нашей стране. По мнению экспертов, в результате принятия этого закона из отрасли такси может уйти 507 тысяч водителей (51% от всех работающих сейчас таксистов), а платить за всю эту локализацию придется в конечном итоге пассажирам.
Как в ходе пресс-конференции в ОСН отметил Кирилл Янков, локализация может быть и не плохой вариант для будущего, однако, во-первых, график этой локализации должен быть сопряжен с реалистичным графиком расширения производства соответствующих моделей на российской территории, а во-вторых, стоит дать больше свободы субъектам РФ для того, чтобы они в зависимости от местных условий могли определять дату вступления в силу норм этого закона.
По словам Кирилла Янкова, список марок автомобилей, которые будут допущены к работе в такси, Минпромторг пока не подготовил: «Закон же не обязал Минпромторг заранее, за какой-то срок до вступления в силу, утвердить список. Это такой пробел… Если бы, допустим, они написали, что список утверждается не позднее 1 сентября 2025 года, а закон вступает в силу с 1 марта 2026 года, было бы полгода «разбега». Но законодатели об этом не подумали, хотя они в чем-то все-таки этот закон улучшили, смягчили. Так, появился длинный переходный период. Я замечу, что те, у кого есть лицензии на 1 марта, все эти лицензии продолжат действовать и таксисты на своих импортных машинах будут продолжать ездить».
Как заверил Кирилл Янков, мгновенной замены транспортных средств с 1 марта 2026 года не будет: «Это будет постепенная замена до 2033 года. (…) Жесткого перехода, когда вдруг мы 1 марта выйдем на улицу и не увидим вдали ни одной желтой машины, а увидим людей, которые ловят «бомбил» у тротуара, не будет. К тому же легальны не только перевозки на такси, легальными являются вообще перевозки по заказу. Если у вас есть машины без «шашечек», и вы ИП или у вас предприятие, вы совершенно легально можете принимать заказы и возить людей на своей машине, несмотря на то, что это не такси. Это сфера перевозок по заказу. Она бывает разной степени «серости», которая зависит от того, платите вы налоги или нет. Этот рынок существует рядом с рынком такси. Вследствие ужесточения требований к такси мы видим, что идет постепенное перетекание таксистов в сферу перевозок по заказу. Да, их не должны брать агрегаторы, хотя нет уверенности, что не берут. Но есть ведь и другие способы поиска клиентов: если вы один, то вы будете ждать, пока вам напишут. А если это небольшой город и вас там 20 человек, то вы можете создать какой-то собственный продукт в интернете (телеграм-чат или сайт, или группу в соцсети «ВКонтакте») и вам становится легче искать клиентов. Да, вы не сможете заезжать на автостоянки такси, вы в аэропорт в первый ряд машин не подъедете, по выделенным полосам не сможете ездить, но все это не так страшно. Вы все равно будете работать в сфере извоза, в сфере перевозки граждан по их заказам, но просто не будете называться такси. Вот такой эффект, а вернее – продолжение этой тенденции я и ожидаю после вступления в силу закона о локализации».
По его словам, тенденция на ужесточение требований к такси имеет долгосрочный характер: в прошлом году таксистов, как перевозчиков, обязали страховать свою ответственность перед пассажирами, с 1 марта этого года субъекты РФ могут обязывать всех таксистов сдавать экзамены на знание города, а закон о локализации просто станет очередным шагом в этом направлении.
Сергей Ишков.
Фото Анастасии Федоренко