Правда ли, что на Камчатке воруют меньше, чем в Удмуртии? Или, на самом деле, – больше? Что означает рейтинг коррупции, обнародованный Генеральной прокуратурой?
Вполне возможно, что ничего.
По данным Генеральной прокуратуры, самые коррумпированные российские регионы – Республика Удмуртия, Курская и Астраханская области.
Как раз те края, которые практически не попадают в общероссийское информационное поле. Кто и что слышал или читал в прессе про Удмуртию, например? Многие ли знают, что экономика Удмуртии – это гигантский военно-промышленный комплекс и… нефть. Да-да, нефть! Она же наше все.
При всем при том республика – бедная. Средняя зарплата – 23 тысячи рублей.
На чем же там процветает коррупция? Или, наоборот, не процветает, а издыхает, ибо ее взяли за горло? За полгода – аж 74 уголовных дела по коррупционным преступлениям. Ну, взятки, хищения, откаты и прочее. Поэтому Удмуртия нынче и «прославилась».
А вот Камчатский край – вроде как самый чистый и честный. За полгода – всего 5 (пять) уголовных дел. Правда, там и населения в четыре раза меньше, чем в Удмуртии, но все равно, 5 уголовных дел – феномен.
Хотя бы потому, что край специфический. Рыболовецкий флот! Теневые дельцы из соседней Японии радостно готовы скупать нашего драгоценного краба. За валюту, без проводки через таможню, лицензии, банки и прочую «бюрократию». То бишь, контрабандно. Но крабовая контрабанда – особый вид преступления, там без высокого, сильного прикрытия не обойдешься. А это и есть коррупция.
Камчатка и Сахалин, наш Южно-Курильский край издавна известны по громким коррупционным историям. 14 лет назад убили заместителя начальника Тихоокеанского регионального управления Федеральной пограничной службы России – бросили через окно в его квартиру четыре бутылки с зажигательной смесью. Убийц поймали. Они объяснили, что «некое неустановленное лицо» подговорило их «попугать» генерала. «Неустановленное лицо» не установили. А убийц приговорили к…4 годам заключения каждого.
Вы когда-нибудь где-нибудь слышали, чтобы за убийство генерала пограничной службы дали 4 года?! Суд усмотрел в действиях подсудимых не «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля» – тюремный срок от 12 до 20 лет, смертная казнь или пожизненное заключение, а всего лишь «умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, совершенные из хулиганских побуждений… повлекшие по неосторожности смерть человека».
«Хулиганы»!
Генерала вначале объявили жертвой и героем борьбы с мафией. Однако представление на посмертное награждение дважды было отклонено в высших инстанциях. Вскоре появились и слухи о его причастности к неблаговидным делам.
«В этом уголовном деле нет прямых и убедительных доказательств коррумпированности генерала… То, что нам рассказывали про пограничников в беседах, – одно дело. А то, что люди соглашались подписывать в протоколе, – совсем другое», – заявил прокурор Сахалинской области.
В то же время природоохранная прокуратура официально докладывала: «Большинство фактов браконьерства, по которым виновные должны нести уголовную ответственность, органами Федеральной пограничной службы скрывается… Весь промысел в Южно-Курильской зоне… находится под контролем органов ФПС. Незаконный промысел, в частности, морского ежа ведется в территориальных водах на траверзе пограничной заставы, где затруднено проведение рейдов из-за режима охраны этой зоны и своевременного оповещения браконьеров».
«Поймать такие суда архисложно, действует круговая порука, включающая систему предупреждения о возможных рейдах», – добавил прокурор Сахалинской области.
Дело замолчали. Концы в воду. Тихий океан глубок.
Так было. Вполне возможно, что за прошедшие 10 – 14 лет положение там изменилась кардинально. Никто на Камчатке вяток не берет и браконьерству не попустительствует. Потому и выявлено за полгода лишь 5 фактов коррупции.
Рейтинг коррупции, обнародованный Генпрокуратурой, определен по количеству заведенных дел, но не учитывает их масштаб. Допустим, где-то в N-ской области 5 инспекторов дорожной полиции получили взятки по 2 тысячи рублей. Итого раскрыто 5 (!) фактов коррупции на общую сумму 10 тысяч рублей! В это же время в соседней M-ской области всего одно дело – но на 6,7 миллиарда рублей, к примеру. Как в случае с «Оборонсервисом» в Москве…
Кстати, в Москве сосредоточено 80 процентов всех финансовых потоков России. Однако в представленном рейтинге коррупции наша столица не фигурирует.
Сложная штука – статистика.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.