Наверно, только города с населением до 200-300 тысяч воспринимаются их жителями как единое целое.
Крупные города – уже агломерации, жизнь и сознание дробится, разделяется. А Москва – это Вселенная, с десятками планет-миров.
Конечно, каждый кулик свое Свиблово хвалит. Вслушайтесь только в названия улиц — Вересковая, Ивовая, Тенистый проезд… Это в нашем городке Института пути. Железнодорожное ведомство всегда было самым большим и мощным государством в государстве – с отдельной социальной и прочей инфраструктурой. Так в сороковые годы и возник в Свиблове городок Института пути. Его обитатели жили немного иначе, чем все остальные. Здесь все было свое: от универмага, который местные называли «универмажек», до двухэтажной бани с балконом (!). В начале 90-х, когда и в Москве стало трудновато с продовольствием, в здешней «Кулинарии» был полный набор продуктов, продавали даже разливное сгущенное молоко. В МПС действовала своя система ОРС – органов рабочего снабжения.
А какие у нас кварталы старых, трехэтажных домов послевоенной постройки, какие зеленые дворы-парки! Но… остановите меня, потому что иначе моя «Песнь о Свиблове» превзойдет (по объему) «Илиаду», «Одиссею» и киргизский «Манас» вместе взятые. Еще добавлю, что мы живем на берегах рек. В 5-10 минутах от станции метро – Яуза, Чермянка, Лихоборка. Совсем недавно, когда поймы еще не благоустроили, не проложили дорожки и не поставили фонари, было полное ощущение, что Москвы нет, будто за городом оказался. Правда, идешь по прибрежной лесной тропинке и вдруг из дебрей выходишь к сверкающему ювелирному магазину или к Институту мониторинга Земли — непрерывного наблюдения из космоса за планетой Земля.
По берегам Яузы я хожу от Свиблова до Мытищ, это уже Московская область, до села Тайнинского — через Бабушкинский и Лосиноостровский районы, Южное и Северное Медведково. Каждый раз открывая что-то новое. Как будет вскоре открывать свой мир и эта маленькая путешественница из Медведково.
Но река — как большая улица, на нее выходят ограды и фасады. А жизнь происходит там, внутри кварталов. И она всегда загадочна, удивительна. Попадая туда, испытываешь странное чувство… Все, как у нас, но именно от этого и возникает ощущение сюрреалистичного, и в то же время вполне житейского удивления. Параллельный мир? Не из научной фантастики, а реальный, вещный, с асфальтом под ногами и шершавыми стенами домов. Это чувство в чем-то сродни тому, которое охватывает, когда едешь ночью в поезде по бескрайней степи или тайге, по обе стороны — темное пространство, и вдруг – полустанок, фонарь на столбе, одинокий домик, четыре окна светятся: «Люди живут…» Конечно, соседний московский микрорайон, корпуса которого открываются с двадцатого этажа в Свиблове – не полустанок в тайге, но я ведь лишь пытаюсь передать приблизительные и странные ощущения параллельного мира. Это удивление, наверно, можно назвать экзистенциальным. Наверно, только города с населением до 200-300 тысяч воспринимаются их жителями как единое целое. Крупные города – уже агломерации, жизнь и сознание дробится, разделяется. А Москва – это Вселенная, с десятками планет-миров.
И потому, поднявшись с берега Яузы, выйдем, например, к 25-этажному дому № 1 на углу Заревого проезда и проезда Шокальского — в Медведкове. Он очень приметен, возвышается над округой, его чуть ли не из Мытищ видно. И сразу столкнемся с необычным. На первом этаже — вывеска, которую нынче в Москве редко встретишь.
Не просто буфет, а еще и филиал автопарка. Здесь конечная остановка трех автобусных маршрутов. Но кормят не только шоферов, а всех, любого с улицы. За 200 с небольшим рублей – полный обед: как говорится, первое, второе и компот.
А теперь посмотрите на эти фотографии.
Есть в них что-то умилительно деревенское, схожее с давними-давними сельпо, где рядом были пряники и деготь, радиоприемники и хомуты, бижутерия и супони из желтой сыромятной кожи. А поблизости, как и в любом районе московского мегаполиса – обязательный нынче большой ТРЦ, то бишь Торгово-развлекательный центр. Далее еще одна примета нынешних времен — ФОК, физкультурно-оздоровительный комплекс «Полярная звезда», здесь его называют просто — Бассейн.
У входа — люди самых разных возрастов. Для пенсионеров здесь – бесплатные абонементы.
Сразу за Бассейном – типовое здание школы. Но с необычной, просто огромной вывеской-эмблемой на фронтоне. «Первый московский образовательный комплекс Лауреат конкурса «Колледж будущего» Победитель приоритетного национального проекта «Образование»
Из дверей вышла учительница и, проходя мимо, остановилась:
— Фотографируете наши достопримечательности? Правильно делаете.
— Достопримечательности? – переспросил я.
— А как же? — удивилась учительница. – Мы ведь самые первые!
И стала рассказывать, что образовательный комплекс – это как отдельная, особая страна: ясли, детсад, средняя школа, и венец пирамиды – вот этот Технологический колледж № 14, победитель всевозможных инновационных проектов. Студенты и преподаватели сотрудничают с крупнейшей в мире некоммерческой образовательной сетью, разрабатывают программы модернизации образования, стажировались в Страсбурге, были в Европарламенте, побеждали на международных конкурсах декоративно-прикладного искусства в Берлине и Братиславе…
— Мы — первые и лучшие в Москве! – закончила учительница.
— Да… — вздохнул я. – А я-то думал, что центр мира – это наше Свиблово.
— Что вы! Что вы! – совершенно серьезно запротестовала учительница. – Вовсе нет!
— Да, — согласился я. – Теперь знаю, что центр мира — в Медведкове.
-В Северном Медведкове, — уточнила учительница. — Мы — Северное Медведково.
Ах, да… простите… Есть еще Южное Медведково. Но там, наверно, смеются над нами. Там, в Южном Медведкове, точно знают, где находится центр мира.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.