ПО СООБРАЖЕНИЯМ СОВЕСТИ

Конкурсный фильм Теренса Малика «Hidden life» ( Тайная жизнь) тронет практически каждого. История австрийского крестьянина, который отказался присягнуть Гитлеру  и устроил мирный протест, пойдя против всех, рассказана так, что щемит сердце.

Действие происходит с 1939 по 1943 год в горной Австрии, где войны не было, а в деревушке, где живут герои и вовсе рай на земле, снятый с таким вниманием к каждой детали, как будто камера не могла налюбоваться крестьянским бытом и захватывающей красотой альпийских гор и долин.


Фани и Франц, молодая счастливая пара действительно живут в экологически чистом раю, растят трех маленьких куколок-дочек, сами сажают, сеют и жнут, выращивают натуральные продукты, копают картошку, пекут хлеб, косят луга, просто живут. «Мы живем над облаками, сюда не придет никакая беда», — говорит Фани. Но она приходит. Сначала в виде повестки, затем в отказе ее мужа поклясться в верности фашистскому режиму.


Военная драма Мэла Гибсона «По соображениям совести» на похожую тему была снята в 2016 году. В ней главную роль сыграл Эндрю Гарфилд, причем фильм тоже основан на реальной истории американского солдата, который стал санитаром, но воевать отказывался. Так же и для героя «Тайной жизни» Франца даже работа в госпитале подразумевает присягу фашистскому режиму и вот ее он дать не может.


Можно легко найти в Википедии, что позже Франц был причислен к лику святых. Но его обычная жизнь, простой и упрямый крестьянский выбор, его стойкость до конца показан здесь во всех подробностях. Нет, он не герой в духе Жанны дАрк, которую вела вера, ей нечего было терять, у Франца на другой чаше весов стояла любимая жена, трое дочерей и пожилая, любящая мать.
Председателя военного трибунала играет Бруно Ганс, сам когда-то игравший Гитлера. «Ты меня прощаешь», — спрашивает его судья, глядя на его стойкость с почти восхищением.


Весь путь героя, снятый так подробно привел его к точке невозврата, но по дороге он не дрогнул ни разу.
В фильме нет фальшивых нот, несмотря на то, что герои австрийской деревни говорят по-английски, потом переходят на немецкий и обратно.
Надо признаться также, что ни один фильма Малека я не смогла досмотреть до конца, а от этого не смогла оторваться. Даже не смотря на трехчасовой хронометраж, здесь есть четкая история  — это не просто красивые альпийские виды и не связанные друг с другом философские сентенции, как это бывало в его других фильмах.

Самое ценное, что есть в этом фильме, даже не ода человеческому духу или неизвестному подвигу, тихому противостоянию и личному выбору, самое главное в этом фильме – воспевание жизни как таковой, жизни как высшей ценности, во всех мельчайших деталях. И эта прелесть простейших вещей, снятых даже в тюрьме поэтично и возвышенно, не может не заставлять любить жизнь еще сильнее, стараясь оставаться людьми даже в самые тесные времена.


Когда деревня узнает что муж Фани предатель, по общему мнению, ей никто не помогает, кроме сестры. Жена Франца одна пашет луг на последней корове, одна чинит утварь и актриса сыграла свое огромное горе очень просто и сильно, Теренс Малек нашел для нее столько мизансцен и молчаливых действий, чтобы выразить свое отчаяние, что по выразительности мало было похожего в последнее время.
Критики прочат фильму одну из пальмовых ветвей, но как рассудит жюри, под предводительством Алехандро Гонсалеса Иньярриту, мы узнаем 25 мая.

Мария Чемберлен.