ЭКСПЕРТЫ ВШЭ РАСКРЫЛИ ЭФФЕКТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ МАРКИРОВКИ ТОВАРОВ

Внедрение маркировки позволит России ежегодно пополнять бюджет на 121 миллиард рублей за счет увеличения производства добросовестных компаний и роста налоговых поступлений, подводит итог работы группа исследователей  НИУ ВШЭ. Более 70 миллиардов рублей составят дополнительные поступления от акцизов на табак, 13 миллиардов – от налога на прибыль.

Раскрытие структуры торговых потоков и другой информации, получаемой в ходе обязательной маркировки, позволит обеспечить прозрачность рынка и принести дополнительные доходы бизнесу. Использование получаемой информации от внедрения маркировки окажет заметное влияние на организацию работы отдельных товарных рынков, позволит  снизить товарные потери в оптовой и розничной торговле, повысить качество управления запасами и оптимизировать работу оптового звена, избавившись от наименее эффективных посредников без потери при этом рабочих мест.

По оценкам исследования  НИУ ВШЭ:

  • Введение маркировки антисептических средств позволит снизить долю контрафакта на этом рынке на 50% и приведет к увеличению доходов легальных производителей до 0,7 млрд рублей.
  • Полученные результаты указывают на экономическую целесообразность введения обязательной маркировки средствами идентификации для рассматриваемой товарной группы, что связано с высоким уровнем нелегального оборота. Маркировка позволит убрать половину контрафакта с рынка, а также может привести к увеличению доходов легальных производителей на 0,67 – 0,7 млрд рублей в год.

В рамках исследования специалисты ВШЭ использовали данные аптечного аудита, проводимого компаниями Alpharm/DSM, рассчитали общие продажи антисептиков в аптеках за вычетом продаж наиболее популярных лекарственных антисептиков. К полученным данным были добавлены оценки по продажам антисептиков вне аптечной сети – в магазинах, на АЗС, на предприятиях сферы услуг.

«Идентификация лекарств сделает невозможной продажу просроченных препаратов и определит количество медикаментов в больницах и аптеках. Предприниматели, безусловно, будут вынуждены потратить средства на адаптацию бизнес-процессов к маркировке, –  отметил ведущий эксперт Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ и один из авторов исследования Сергей Кондратьев. – Однако внедрение этой системы повлечет за собой обеление рынка, а значит, легальные производители получат возможность нарастить объемы продаж за счет вытеснения серого сегмента. Это полностью компенсирует затраты на маркировку, причем без переноса в цену».

По данным исследования, российские магазины ежегодно теряют до 0,5 трлн рублей из-за краж сотрудников и покупателей, мошенничества поставщиков и неэффективного менеджмента. Получение информации обязательной маркировки по движению каждой единицы товара может принести им свыше 142,6 млрд рублей в год.

В отраслевом разрезе наибольший позитивный эффект от введения идентификации каждого промаркированного товара получат участники рынка готовой молочной продукции (53 млрд рублей в год), табака (34 млрд рублей), кондитерских изделий (32 млрд рублей) и лекарственных средств (31 млрд рублей).

В настоящее время главным игроком на рынке будут выступать ответственные производители. Маркировка может привести к значительному росту их доходов (48 млрд руб.), а  в отраслевом разрезе наиболее заметный эффект получат производители лекарственных средств (14 млрд руб.), готовой молочной продукции (10 млрд руб.) и табачных изделий (6,3 млрд руб.).

Данные обязательной маркировки позволят эффективнее управлять запасами в розничной торговле, сократив чрезмерные запасы и высвободив оборотные средства, принеся розничным магазинам 9,5-10 млрд руб. в год.

Наибольший эффект может получить розничная торговля парфюмерией и табачной продукцией, где экономия составит свыше 12% от торговой наценки компаний. В среднем по отраслям, участвующим в обязательной маркировке, экономия составит 8,2% от торговой наценки, или 1,17% от объема продаж.

Производители получат дополнительную информацию об обороте выпущенной продукции, что повысит прозрачность товарных цепочек и создаст условия для справедливого распределения прибыли между участниками рынка.

Благодаря маркировке потребители получают возможность проверять оригинальность произведенных товаров (в т.ч. Негосударственного контроля качества товаров). Также они получают дополнительные сведения о товарных характеристиках. Это позволяет потребителю осуществлять обоснованный выбор и покупать качественную и безопасную продукцию.

Государство за счет введения маркировки может бороться с нелегальным оборотом продукции и анализировать перемещение таких товаров. В частности, новые инструменты для анализа товарных потоков и борьбы с контрафактом могут привести к росту поступлений по акцизу на табачные изделия на 76 млрд руб., налогу на прибыль – на 13 млрд руб. в год, по прочим налогам – на 32 млрд руб.

Наиболее существенно вырастут налоговые поступления от табачной отрасли (за счет увеличения выплат акциза на табачную продукцию), и отраслей с высокой рентабельностью (производство фотокамер, парфюмерной продукции) и трудоинтенсивных производств (обуви,  изделий из меха).

«Маркировка защищает жизнь и здоровье потребителей, – считает заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов. – С помощью приложения «Честный знак» любой покупатель может проверить товар, его качество. Из позитивных эффектов –  маркировка молочной продукции исключит «перебивание» сроков годности, а значит, будет гарантировать наличие безопасного и свежего изделия в магазинах».

Нина ДОНСКИХ.

Фото из открытых источников

Добавить комментарий