Государственная Дума, Охотный ряд, во вторник 13 сентября с большой тревогой открыла осеннюю сессию 2022 года. И тут же сделала большой и серьезный шаг, приняв в первом чтении депутатский законопроект о золотом стандарте образования под названием «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Обсуждение заняло более двух часов. Приглашен министр просвещения Сергей Кравцов. Он едва ли не впервые чувствовал себя уверенно в публичной роли.
«Минфином законопроект согласован, дополнительных средств действительно он не потребует. И у нас с того количества, о котором вы говорили, порядка будет 200-300 учебников. И деньги у нас есть на разработку, мы будем объявлять конкурс, и лучшие авторские коллективы дадут свои заявки, и мы отберём лучшие авторские коллективы», – сказал министр в ответ на сомнения деутатов.
Закон спешили принимать быстро, на следующитй день назначено второе чтение.
Согласно аннотации к законопроекту, предусматривается введение единых для Российской Федерации федеральных основных общеобразовательных программ (ФООП), которые будут разрабатываться и утверждаться Минпросвещения России в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования.
Образовательные программы дошкольного образования будут разрабатываться и утверждаться (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования) также с учетом соответствующей федеральной образовательной программы дошкольного образования (действует – соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования). Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими ФООПами. Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФООП.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего, среднего общего образования, при разработке соответствующей общеобразовательной программы вправе предусмотреть перераспределение предусмотренного в федеральном учебном плане времени на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение.
Обязательными для применения станут федеральные рабочие программы учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» – при реализации образовательной программы начального общего образования и «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» – при реализации образовательных программ основного общего и среднего общего образования, а также федеральная рабочая программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.
К разработке ФООПов (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ.
Предусматриваются также особенности подготовки, экспертизы, апробации и издания учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации соответствующих образовательных программ.
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу. Предусматриваются переходные положения.
Если записанное в законопроекте удастся осуществить, это революция, обратная событиям девяностых годов.
Возражения оппонентов были связаны с недостаточностью вводимых норм. Для создания единого образовательного пространства, кроме учебников, необходимо финансирование регионов. Будущий закон дополнительного финансирования не предусматривает.
Председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей, коммунист Нина Останина заявила: «К сожалению, это закон, ну, как сегодня здесь прозвучало, пока еще не про единое образовательное пространство, пока это закон о единых общеобразовательных программах, потому что пространство предполагает еще и финансирование. В этой связи, конечно, первый шаг приветствуется, более того, это, что называется, социальный заказ на родительское сообщество, и педагогическое».
Депутат Останина подчеркнула, что даже консолидированный бюджет на образование в два раза меньше, чем потребности в модернизации образования.
Депутат фракции КПРФ Олег Смолин сформулировал сакральный вопрос: «Мы все, кто читал школьные учебники, знаем, что они резко переусложнены. Посмотрите, там простые вещи, типа причастие или деепричастие, определяются, как в вузовских учебниках, а совершенно не для детей. Будет ли поставлена задача упростить форму изложения для того, чтобы она стала более доступной для детей, что, безусловно, повысит качество знаний?»
Депутаты от национальных республик пугали единообразием и требовали единства многообразия. В частности, права ходить в школу в платке.
Депутат фракции СРЗП Яна Лантратова возмущена учебниками русского языка как иностранного.
«Я выступала на этой трибуне, рассказывая про учебник русского языка как иностранного, который используется в образовательном процессе, который носит, прямо-таки говоря, антигосударственный характер. После моего выступления в мой адрес пришло очень много писем от родительского сообщества и от педагогов, которые присылали фотографии, принтскрины из российских учебников. Я их очень внимательно изучила, и я вижу, что там есть факты, которые просто искажены, там есть факты, которые противоречат общечеловеческим ценностям и морали, там есть факты, которые содержат антигосударственную и антироссийскую риторику.
А почему так происходит? Потому что были примерные образовательные программы, которые, кстати говоря, были разработаны Министерством просвещения, но они носили сугубо рекомендательный характер, а далее регионы и школы хотят, применяют их, а хотят, не применяют. И что происходит? Любой авторский коллектив может заявиться на то, чтобы подготовить учебник», – сообщила Лантратова..
Коммунист Николай Коломейцев настолько недоволен тем, что произошло в образовании, что не верит в успех затеянного предприятия.
«Аристотель – родоначальник высшего образования – говорил, что если хотите иметь общество думающее, учите арифметике, математике, а у вас сегодня учебники математики, посмотрите, летели два гуся, один серый, другой направо, сколько лет ёжику, примерно такого плана задачи», – поведал неистовый коммунист.
Председатель Вячеслав Володин не хотел давать слово Коломейцеву, но не устоял под напором.
Коломейцев привел в пример Донбасс: «Вы знаете, вот на ныне признанных территориях в Донецкой и Луганской Народных Республиках через год возникла проблема учебников, и там наши добровольцы, которые участвовали активно в защите и потом в становлении этих республик, они просто взяли элементарно: они переиздали советские учебники, понимаете. Там же всё было элементарно просто, и там не под какую-то чью-то конкретную задачу, чтобы выиграть тендер, делалось, а делалось для того, чтобы дети в максимально понятном виде получали знания: мама, рама и так далее, понимаете».
Докладчик, зампред Думы Петр Толстой привел примеры и похуже: «Родительское сообщество уже давно обращает внимание на, мягко говоря, сомнительное содержание отдельных учебников. Мы хотим в этом законопроекте исключить ситуации, когда в учебнике английского языка обнаруживается ссылка на порносайт, на картах Крым оказывается частью Украины, блокада Ленинграда преподносится как оборона, а всей истории Великой Отечественной войны уделяется четыре страницы».
Толстой намерен оставить без работы репетиторов: «при формировании заданий для ОГЭ по окончании 9 класса и ЕГЭ по окончании 11 класса будут учитываться только эти федеральные программы.
Что это значит на практике для родителей? Можно отказаться от репетиторов, которые сейчас необходимы, когда в школе детей учат одному, а на ЕГЭ ставят абсолютно другие вопросы, которые дети в школьной программе не проходили. Мы минимизируем необходимость привлечения репетиторов. И, соответственно, задания должны соответствовать темам стандарта».
Гуманитарные предметы будут под особой защитой.
Петр Толстой пояснил суть золотого стандарта: «Предлагаемый законопроект как раз об этом. Мы рассматриваем в первом чтении этот закон, как его называют «о золотом стандарте знаний», он направлен на создание в России единого образовательного пространства, выполняет поручение Президента России. По ряду предметов единые федеральные образовательные программы должны стать обязательными. Для начальной школы – это русский язык, литературное чтение и окружающий мир, для основного общего и среднего общего образования – русский язык, литература, история, обществознание и география, основы безопасности жизнедеятельности. Как вы видите, речь идёт, прежде всего, о гуманитарных предметах, о предметах, которые формируют мировоззрение человека.
Мы предлагаем исключить из действующего законодательства понятие «примерная программа», которое позволяет методистам и педагогам не просто разрабатывать свою учебно-методическую документацию, но порой излишне вольно трактовать отдельные темы, уделять их изучению недостаточно внимания. Вот это называется «вариативность подачи материала», мы её наблюдаем в школьных учебниках и как результат – сумбур в голове у учеников. У нас только по истории этих учебников несколько десятков».
Конец цитаты.
И авторы-депутаты, и министр Кравцов особое внимание уделяют воспитанию.
«Рассматриваемый законопроект предлагает введение федеральных основных общеобразовательных программ, которые должны разрабатываться Министерством просвещения России, включать в себя единый федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов и дисциплин, иных компонентов и федеральную рабочую программу воспитания, федеральный календарный план воспитательной работы», – сообщил Толстой..
Кравцов затем добавил: «Очень важный вопрос, об этом Пётр Олегович сказал, что и будет единая программа федеральная воспитательной работы, она уже у нас есть, как примерная, и основывается на тех духовно-нравственных принципах, которые отражены в утверждённой президентом Стратегии национальной безопасности.
Все вопросы, связанные с духовно-нравственным воспитанием – любовь к малой и к большой Родине, уважение к старшим, к труду – сегодня в этой программе изложены. В связи с принятием закона эта программа будет действовать в школах, и тем самым мы будем отходить от тех негативных тенденций, о которых вы сказали.
Но хочу подчеркнуть, что вообще воспитание – это не только система образования, но это, прежде всего, семья. Воспитание начинается с семьи и формирование всех психологических функций до семи лет, поэтому мы работать должны и с родителями, с семьёй, со средствами массовой информации, кино, театр, здесь мы вместе с Министерством культуры работаем, то есть это такая системная, комплексная работ».
Конец цитаты.
Самое острое министр отложил на самый конец дискуссии.
«Что касается содержания учебников, это очень ключевой вопрос. Вот неоднократно в Государственной Думе звучал вопрос учебника истории. Вот сейчас идёт специальная военная операция, мы обязательно включим эти вопросы. Вот так же как в предмете, который сейчас идет, разговоры о важном, когда мы все вопросы, цели и задачи специальной военной операции, поставленные президентом, в каждом уроке, на каждой ступени для каждого учащегося говорим, открыто говорим, поясняем, чтобы не было дезинформации, той… тех фейков, которые сегодня стремятся расшатать нашу страну и наших школьников. И, конечно, методики, которые сегодня существуют, мы их сохраняем, так же как и в уроках – разговорах о важном всегда они могут меняться. То, что интересно ребёнку, то, что нужно учителю, мы все это, конечно, будем сохранять и преумножать во благо нашей страны», – сообщил министр Кравцов депутатам.
Осенняя сессиям короткая и насыщенная. Предстоит принять бюджет и там тоже будут кардинальные перемены. Дума запланировала на три месяца девять правительственных часов. Их формат сместился в сторону содержательности, осмысленности и ответственности.
Лев Московкин.