Можно ли многомиллиардный государственный заказ выполнять без госконтроля, проекта и сметы, можно ли убытки выдать за прибыль и получить за это деньги, можно ли нажиться на банкротстве.
На прошедшей конференции «Освоение инновационных технологий и материалов в дорожном хозяйстве» директор Ассоциации строителей дорог (АСДОР) Юрий Агафонов предложил участникам… не верить его словам. Вначале он доложил: по итогам прошлого года выручка компаний дорстроя составила 1,299 триллиона рублей, прибыль – 10,3 миллиарда. А затем заявил: это обман. По его словам, компании показывают прибыль, потому что ни один банк не даст им кредитов, если покажут убытки. И тогда – крах. При такой хитрости они получают деньги на другой объект, заканчивают его с убытком, но получают кредит на третий. Итого – набрали уже 309,7 миллиарда рублей задолженностей. Все это называется «панама» или «пирамида».
Дорожники несут убытки потому что, объяснил Агафонов, в 2021 году битум подорожал на 50%, металл – на 100%. На сегодня половина крупных компаний под угрозой банкротства.
Вообще ситуация – дежавю. В прошлом году Юрий Агафонов говорил: «В течение последних десяти лет мы направляли обращения в правительство с предложениями о необходимости менять и ценообразование, и решать системные проблемы… Ситуация дошла до точки кипения, и если мы не примем меры, то для наших предприятий это грозит банкротством. За последние пять лет 54% компаний в сфере дорожного строительства ушли с рынка: волна докатилась до крупных компаний. Если сию минуту не принять кардинальных мер, то это грозит банкротством».
В позапрошлом году – то же самое. Отраслевой журнал «Строительство.ру» отмечал: «Проблема заключается в несоответствии рыночной стоимости работ и материалов с их сметным финансированием. Причем, эта разница может достигать планки в 52%».
Для того, чтобы выжить, дорожники идут на умышленный подлог. Например, уменьшают толщину полотна. «Самые хитрые и вовсе работают на опережение. Сдали объект, получили деньги, и начинают выводить их из компании, а потом оформлять ликвидацию. Затем снова регистрируются, называются по-другому и «соскакивают» с гарантийных обязательств».
Но… по общему устоявшемуся мнению, дорожное строительство выгодно всем – и подрядчикам, и заказчикам, включая коррупционную составляющую. Четыре года назад «Московская правда» опубликовала статью с характерным названием: «Там, где строятся дороги – дураков нет».
В ней говорилось, что автодорожное строительство считается одной из наиболее коррупционноемких (официальный термин) отраслей. На всех этапах, начиная с госзаказов, где какая-либо компания выигрывает конкурс по благоволению чиновников. В среднем по России «откат» здесь составляет 15%. Махинации известны: и завышение расстояний при подвозе материалов, и уменьшение толщины полотна и глубины фундамента, и «недовложение» в асфальт битума и минерального порошка… В итоге все «не обижены» – и за «широко закрытые глаза», и за отвратительное качество дорожного полотна, отчего покрытие быстро приходит в негодность – и этот же исполнитель получает подряд на ремонт.
Государственные деньги тратятся несметные. Глобальную Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России» на 2010-2021 годы отменили в 2017-м , не дожидаясь результатов. Главное государственное информационное агентство страны годом позже известило об этом так (вчитаемся!):
«Как сообщили ТАСС в пресс-службе кабмина, это решение было принято в связи с утверждением государственной программы «Развитие транспортной системы». «ФЦП «Развитие транспортной системы России» упраздняется. Мероприятия этой программы будут осуществляться в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы».
То есть то же самое, но без названия ФЦП?
По каким причинам название шила сменили на название мыла – не объясняется. Чтобы «забыть» о прошлом и начать все с начала?
«Общий объем финансирования госпрограммы за период реализации, – говорилось в постановлении правительства, – предусматривается в размере около 7753,33 млрд рублей».
То есть 7 триллионов 753 миллиарда 330 миллионов рублей.
Поскольку 2021 год прошел, то программу выполнили?
Темна вода во облацех, сплошной туман на дорогах. В нем даже Счетная палата, главный наш контрольный орган, с трудом различает детали.
Например, еще в 2015 году КНР и РФ заключили соглашение о строительстве международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай». В 2018-м был принят план модернизации и расширения российских участков – скоростной трассы «Москва – Нижний Новгород – Казань» с завершением в 2024 году. Общий объем финансирования – более 655 миллиардов рублей.
Затем срок сдачи продлили до 2027 года.
«Перенос сроков выполнения строительно-монтажных работ на автомобильной дороге «Москва – Нижний Новгород – Казань» приведет к общему увеличению объема капитальных вложений на прогнозируемый 3-летний уровень инфляции», – констатирует Счетная палата.
Сколько это будет в деньгах?
Далее – вчитаемся. Речь о ПСД – проектно-сметной документации.
«В связи с отсутствием ПСД определить необходимый объем финансовых затрат на проведение дорожных работ не представляется возможным… Не на все участки автомобильных дорог, входящих в международный транспортный маршрут, имеется проектно-сметная документация».
И, наконец, общий вывод:
«Подтвердить объем финансовых вложений (539 591,9 млн рублей и 115 465,9 млн рублей)… не представляется возможным в связи с тем, что ПСД имеется не в полном объеме».
Старт проекту был дан в 2015 году. Значит, в соответствующих институтах провели глубокую научно-техническую и финансовую проработку. Ну разве можно представить, что в Москве или в любом другом городе кому-то разрешат строить многоэтажный дом без проекта и сметы. Пусть смета будет завышенная, но все-таки – имеется, как положено по законам и нормам. А тут что? Получается, что государство дает деньги без счета, а исполнители тратят их без отчета.
Такие выводы следуют из информации Счетной палаты.
В июне 2022 года президент Путин поручил правительству утвердить план дорожного строительства на 2023-2027 годы с объемом финансирования 13,2 триллиона рублей.
С дорогами в России, как известно с достопамятных времен, плоховато. Надо их строить и финансировать.
Соответственно, государственный заказ требует контроля за расходованием денег и качеством исполнения. Однако… полугодом ранее вышло Постановление правительства РФ № 1950 об отмене государственного надзора при строительстве дорог, «расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации».
А в апреле нынешнего года Минстрой подготовил законопроект об отмене госконтроля при строительстве дорог вообще.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.
Госконтроль там, где не надо, а там, где надо – его нет. Хочется материться, но нельзя – госконтроль на контроле.
Не очень оптимистическая статья, но вполне откровенная. Ясно почему дорожники берутся за глобальные объекты с большим энтузиазмом, чем за городской ремонт дорог. Заработаешь больше.