Почему Царицын назвали Сталинградом?

Провал Сталина на Царицынском фронте Гражданской войны обернулся трагическими последствиями в Великой Отечественной войне.

 

В России некоторые политические группы более или менее заметно отметили 70-летие со дня смерти Сталина. Месяцем ранее, в день 80-летия победы в Сталинградской битве, на Мамаевом кургане в городе Волгограде установили бюст Сталина. Перед этим на въездах в Волгоград укрепили временные указатели – «Сталинград». В каждый юбилей возникают слухи о переименовании города.

В этот раз внимание привлекли высказывания в Сети о том, что Царицын назван Сталинградом, потому что… Кто-то даже давал ссылку на Википедию. Посмотрел – точно: «В честь признания заслуг Сталина по обороне города 10 апреля 1925 года Царицын переименован в Сталинград».

Википедия – это массовое знание, массовая информация. В данном случае – дезинформация.

С началом Гражданской войны стало очевидно, что революционная теория «всеобщего вооружения народа» не принесет успеха – необходима регулярная армия на основе единоначалия, для управления необходимы кадровые офицеры. Многие из них сидели в тюрьмах не за выступления против новой власти – просто как «классово чуждые элементы». Председатель Реввоенсовета Республики, первый нарком военно-морских дел (1918 – 1925) Троцкий предложил освободить их. При поддержке Ленина, вопреки протестам некоторых большевистских лидеров, видевших в офицерах только «контрреволюционеров». Так на службу Рабоче-крестьянской Красной армии пришли 75 тысяч бывших офицеров царской армии, в том числе 775 генералов и 1726 офицеров Генштаба. В общей сложности – почти половина (43%) офицерского состава царской армии. Абсолютное большинство командующих фронтами и начальников штабов фронтов, командармов и начальников штабов армий, командиров дивизий и начальников штабов дивизий – бывшие царские офицеры. Их называли «военспецы». В том числе и благодаря им одержана победа в Гражданской войне.

Царицын был важным промышленным и сельскохозяйственным центром, крупным транспортным узлом на Волге, связывающим Москву с южными районами страны, откуда поступало продовольствие и топливо. Троцкий назначил генерал-лейтенанта Генштаба Снесарева командующим Северо-Кавказским военным округом. Снесарев собрал разрозненные отряды красных в единый фронт против наступающей на Царицын белой армии. Со штабами, связью, разведкой – как положено по военной науке и практике. Но тут в Царицын приехал Сталин – уполномоченный ВЦИК (Всероссийского центрального исполнительного комитета) по заготовке и вывозу хлеба из южных районов в промышленные центры. И начал вмешиваться в военные дела. Отчасти, наверно, и потому, что Снесарева назначил Троцкий, который относился к Сталину свысока. В середине лета был создал Военный совет Северо-Кавказского военного округа под председательством Сталина. В итоге Снесарева сместили с поста. И назначили командующим Царицынским фронтом большевистского деятеля Ворошилова, который до этого ничем не командовал, кроме отряда луганских рабочих, которых привел в Царицын.

Сталин и Ворошилов переименовали Военный совет СКВО в Военно-революционный совет Южного фронта и отказались выполнять приказы Реввоенсовета Республики. Царицынская ЧК начала аресты военспецов.

«У нас успехи во всех армиях, кроме Царицынской, где у нас колоссальное превосходство сил, но полная анархия на верхах. Ворошилов может командовать полком, но не армией», – докладывал председатель Реввоенсовета Троцкий председателю Совнаркома Ленину.

В октябре 1918 года Сталина отозвали с Южного фронта. Ворошилова сняли с должности командующего, назначили командующим 10-й армией, но вскоре и оттуда убрали.

Впоследствии, на VIII съезде партии (18 – 23 марта 1919 г.), действия Сталина и Ворошилова под Царицыном подверг резкой критике Ленин: «У нас шестьдесят тысяч потерь. Это ужасно… Вы говорите: мы героически защищали Царицын… Но ясно, что по шестьдесят тысяч мы отдавать не можем, и что, может быть, нам не пришлось бы отдавать эти шестьдесят тысяч, если б там были специалисты, если бы была регулярная армия».

17 июня 1919 года Царицын пал.

Так почему же и как в апреле 1925 года Царицын переименовали в Сталинград? Потому что, как писал Ленин в известном «Письме к съезду» еще в конце 1922 года: «Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть». Уже в январе 1925-го его власти было достаточно, чтобы сместить недавно еще всемогущего Троцкого с поста председателя Реввоенсовета и наркома обороны. И тут же его единомышленники и подхалимы из царицынского партийного аппарата начали кампанию по переименованию Царицына в Сталинград.

Но Сталин не мог не понимать, что власть его под угрозой. Сила – в армии. А командный состав Красной армии никаких полководческих способностей за ним не признавал. К нему относились скептически, его возвышение воспринимали с иронией: все знали и помнили, что он провалил оборону Царицына.

То есть авторитета в армии Сталин не имел. Понятно, выносить такое положение он не мог. Процитирую автора книги «Сумерки» А. Н. Яковлева, члена Политбюро ЦК КПСС, председателя Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий: «Сталин боялся армии и ненавидел ее».

Полководцы победившей армии опасны для любого диктатора. Их слава, их авторитет в народе способны вскружить головы, навести на мысли о военном перевороте. Уничтожение генералов, способных сместить правителя, как преторианская гвардия в Древнем Риме смещала императоров, – обычная практика в действиях диктаторов, закон их «техники безопасности». Но во сто крат опаснее  полководцы, которые знают, что их правитель с военной точки зрения – никто, ничто и звать никак, помнят, что его попытки руководить военными действиями всегда оборачивались провалом, конфузом, потерями. Таких генералов надо, с точки зрения диктаторов, убирать немедленно, а офицеров армии, которая полнится подобными слухами-разговорами, запугать до дрожи.

С конца 1920-х годов Сталин начинает политику репрессий в отношении военного руководства.

Во второй половине 30-х годов – уже массовые аресты командиров и политработников…

Нарком обороны Ворошилов 29 ноября 1938 года на заседании Военного совета заявил:

«Весь 1937 и 1938 годы мы должны были беспощадно чистить свои ряды… За все время мы вычистили больше 4 десятков тысяч человек».

То есть за неполные два года – больше 40 000 офицеров! Из высшего руководства – нарком Военно-морского флота, 3 заместителя наркома обороны, два заместителя начальника Политуправления РККА, начальник Политуправления ВМФ. Из 108 членов Военного совета к ноябрю 1938 года из прежнего состава осталось только 10 человек. И далее: 16 командующих военными округами, 26 их заместителей и помощников, 5 командующих флотами,  8 начальников военных академий, 25 начальников штабов округов, флотов и их заместителей, 33 командира корпуса, 76 командиров дивизий, 40 командиров бригад, 291 командир полка…

Военные понимали, чем это грозит. Но открыто высказался лишь Федор Раскольников – в Гражданскую войну командующий Волжской и Каспийской флотилиями, командующий Балтийским флотом. После войны он перешел на дипломатическую работу и в 1938 году, предвидя неминуемый арест, остался с семьей за границей. Умер в сентябре 1939 года. Через месяц эмигрантская «Новая Россия» опубликовала его знаменитое «Открытое письмо Сталину». В Советском Союзе оно увидело свет через 48 лет, в начале перестройки, в журнале «Огонёк», и стало информационно-политической бомбой.

«Накануне войны вы разрушаете Красную Армию… Вы обезглавили Красную Армию и Красный Флот, – писал Раскольников. – Вы убили самых талантливых полководцев, воспитанных на опыте мировой и гражданской войн… Вы истребили героев гражданской войны, которые преобразовали Красную Армию по последнему слову техники. В момент величайшей военной опасности вы продолжаете истреблять руководителей армии, средний командный состав и младших командиров».

Перед нападением гитлеровской Германии на Советский Союз в Красной армии некоторыми дивизиями командовали капитаны. Конечно, они, вчерашние командиры батальонов и батарей, не могли справиться с возложенными на них обязанностями. И потому наша армия, имея абсолютное превосходство в технике и живой силе, терпела в первый год войны сокрушительные поражения.

К 22 июня 1941 года расклад сил у западных границ СССР был такой (по данным ВНИИ документоведения и архивного дела):

Немецких танков и штурмовых орудий – 4364. Наших – 15 687.

Немецких самолетов – 4795. Наших – 10 743.

Немецких орудий и минометов – 42 601. Наших – 59 787.

Тем не менее, по германским данным, только за первые полгода войны в плен попали 3 806 860 советских солдат и офицеров. Сайт «Ход войны» Министерства обороны РФ, приводя эту цифру округленно, уточняет: «Кроме военнослужащих, немцами учитывались и гражданские лица, захваченные в районе боевых действий, личный состав спецформирований различных гражданских ведомств (путей сообщения, морского и речного флотов, оборонительного строительства, гражданской авиации, связи, здравоохранения)». (https://mil.ru/winner_may/history/[email protected]ticle)

Завершу заметки еще одной краткой цитатой из книги «Сумерки» члена Политбюро ЦК КПСС А. Н. Яковлева:

«Советская армия к началу войны 1941 – 1945 годов была Сталиным обезглавлена и оказалась небоеспособной».

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

На снимке: памятник героям обороны Красного Царицына.

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Александр Малецкий
Александр Малецкий
17 дней назад

В нашей стране было немало  одиозных, кровавых правителей. Нынешним коммунистам нужно понять, что пока они не перестанут идеализировать “доброго дедушку Ленина” и “отца всех народов Сталина” у них не будет будущего. У этих диктаторов не только “руки в крови” но и души то нечеловеческие. Только оболочка телесная что-то напоминает людское. Не Сталин выиграл войну, а наш многонациональный народ встал на защиту Отечества. А этот снова наломал дров…

1
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x