Нет повести печальнее на свете, чем сказки о проезде и билете

Простой вопрос: кто должен строить пешеходные переходы через железную дорогу? Ответ кажется очевидным – железная дорога.

совет федерации, фото Ольги Давыдовой
Фото Ольги Давыдовой

Однако очевидно это для всех, кроме главы РЖД Олега Белозёрова. По его мнению, железная дорога может от щедрот души обеспечить за свой счет окна в движении и переложить коммуникации в зоне отвода для строительства подземного туннеля под путями или открытого моста над контактной сетью. А строить должен город, поскольку пешеходные переходы обычно в городах.

Во взаимном бодании за деньги угробили много народу во время пролезания под вагонами между колесными парами. Подобных вопросов вокруг железной дороги было множество еще в советское время.

Двадцать лет назад окрепшая новая элита страны завершила процесс дикой приватизации девяностых в компромиссном варианте весьма странных форм собственности. Прецедентом стала модель лидера постсоветской трансформации Анатолия Чубайса в форме Российского акционерного общества для освоения Единой энергетической системы.

Формат РАО планировалось клонировать для лесов, железных дорог и автомобильных дорог. Доминировала цель освоения гигантских средств от государственных инвестиций и отправленных в свободный полет тарифов. В частности, предполагалось все дороги России сделать платными.

Отдельно роились планы освоения «Почты России». Наполеоновские планы скорректировала афера РАО «Высокоскоростные магистрали», о которой сегодня вряд ли кто вспомнит. Война за советское наследие сопровождалась поиском форматов собственности, жесткой конкуренцией и чередой загадочных смертей. В частности, будущий глава российских автомобильных дорог погиб в аварии «Невского экспресса». Это был конкурент «Сапсана».

В итоге сложносочиненных процессов российская элита остановилась на таких компромиссных формах собственности, которые допускают любое посредничество и выводят финансовые процессы холдинга из контроля Счетной палаты.

Номинально собственность государственная и объекты стратегические, можно ставить вопрос о защите силами Росгвардии от терроризма.

К этому историческому моменту завершился полный цикл трансформации советского массового сознания. Базу имущественной трансформации крупной собственности создал Чубайс. Именно он исключил попытки ограничить рост тарифов и ввел практику использования платежей граждан для инвестиций в инфраструктуру без придания плательщикам права собственности.

Сегодня вполне естественно звучит расхожая позиция: хотите развития инфраструктуры – смиритесь с повышением тарифов. Хотите сдержать тарифы – давайте бюджетные деньги.

В борьбе за советское наследие история ОАО «РЖД» выглядит относительно гуманной. Сейчас еще больше вопросов к РЖД, чем было в советское время к МПС. Почему рыба с Дальнего Востока не доплывает до Москвы? Почему из Хакассии не вывозится уголь? Когда из Кузбасса начнут вывозить селитру и металл? Можно ли использовать для размещения пассажиров пустующие помещения забитых вокзалов Кубани? Когда вернемся к Северному широтному ходу? Когда между Новосибирском и Томском пойдет «Ласточка»? Региону остро нужна мобильная рабочая сила.

На 542-м пленарном заседании Совета Федерации 29 марта обсудили в формате правительственного часа вопрос «О перспективах развития железнодорожного транспорта». Отвечал на вопросы сенаторов генеральный директор – председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров.

Его главная цель состояла вовсе не в ответах на вопросы, но в презентации успехов РЖД.

Начинаются подобные мероприятия в составе пленарного заседания СФ с демонстрации рекламного ролика во славу корпоративного управления и сопровождаются выставкой в фойе вокруг зала пленарных заседаний. Это традиция, отступать нельзя.

Олег Белозёров поведал о росте перевозок грузов и пассажиропотоков. Заверил, что пассажир – главное для РЖД. При посадке не нужно предъявлять проездной документ, достаточно паспорта. Поблагодарил законодателей за освобождение питания от НДС.

По итогам парламентского мероприятия председатель СФ Валентина Матвиенко констатировала, что диалог состоялся.

Докладчик провел обработку палаты в несколько этапов. Сначала избрал политику общения с сенаторами в наступательной форме. Начал накануне с разминки на заседании комитета СФ по экономической политике. Председатель комитета Андрей Кутепов неприятно удивился – вообще-то поручения должны давать вам мы, а я уже страницу исписал ваших поручений. В ответ на каждый вопрос сенаторов глава РЖД выстреливал своими вопросами. Причем в таких формулировках, будто лично сенаторы растащили контейнеры, вагоны и шпалы с рельсами в частную собственность неких безответственных посредников. А РЖД вовсе ни при чем, ее тарифы фиксированные, контейнеры под рыбу чужие и доля РЖД в перевозках ничтожна.

Сенаторы слушали и явно не верили, но в споры не ввязывались.

Вопрос динамического ценообразования не поднимали, за него еще до ковида пострадал сам глава ФАС.

Есть вечный с советского времени классический вопрос, который обострился во время эпидемии ликвидации пригородных электричек в стране. Вопрос звучит так: почему перевозка железной дорогой обходится значительно дороже автомобильного транспорта, хотя по себестоимости совсем наоборот?

Без ответа на этот вопрос слушать отчеты РЖД бесполезно. Если же РЖД не может решить, значит, надо менять форму собственности и формат управления. Но и это бесполезно, результат резюмирован всей постсоветской системой с дефицитом суверенитета.

В России ситуация намного лучше других стран, кто рассчитывал жить за счет России. И уж точно лучше, чем планировалось. Поэтому я категорически не поддерживаю повесить всю вину на конкретного человека, Чубайса или Белозёрова.

Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет. РЖД можно понять, компания хочет денег на инвестиции, но не хочет упускать собственность под концессии.

Сенатор Иван Абрамов буквально потребовал определиться, какой путь развития выберет РЖД – собственные инвестпрограммы или концессии. Белозёров ответил уклончиво.

Размявшись на комитете, глава РЖД для пленарного заседания убавил наступательный накал. Однако сенаторы не сдавались, началось с того же – пешеходных переходов. Проблему строительства пешеходных путепроводов поперек железной дороги поднял за пределами отчета РЖД член комитета СФ по экономической политике Ирек Ялалов.

В режиме разминки (заявления сенаторов по актуальным вопросам) сенатор Ялалов представил краткую информацию по проблеме.

За последние десять лет в России погибло более 12 тысяч человек и 20 тысяч травмировано при нарушении правил перехода через железнодорожные пути. Сейчас, совместно с Минтрансом и РЖД, депутатами Госдумы готовится законопроект для разграничения полномочий. Он не вводит новые обязанности.

В настоящее время регионами и муниципальными образованиями предложено построить 147 пешеходных мостов и тоннелей, из них 120 для прохода через железнодорожную инфраструктуру жителей из одной части населенного пункта в другую.

В ракурсе отсутствия обязанностей заявление сенатора Ялалова было согласовано с РЖД и отражало позицию Белозёрова.

Стратегический вопрос выноса железной дороги из плотной городской застройки в современной России – под эмбарго. В пространственном развитии страны просматриваются задачи региональной депрессии малонаселенных территорий и повышения смертельного травматизма в густонаселенных.

За два дня дискуссионных хождений по кругу я немного устал от тематики РЖД. Если б не смелость отдельных сенаторов, писать было бы нечего. Нынешний момент похож на девяностые, кардинально от них отличаясь по риторике, составу игроков и ставках в игре. Допущенные к игре спешат заявить о своих успехах для упрочения достигнутых позиций, но при этом стараются не спугнуть своих ожиданий от перемен.

На следующем, 543-м заседании СФ 12 апреля ожидаются два правительственных часа – плановый Минпромторга Дениса Мантурова и отложенный главы Сбербанка Германа Грефа.

Последний парламентарий, кто говорил о необходимости дечубаизации, то есть убирать посредников, был депутат Иван Грачев. Его сместили с поста председателя комитета ГД по энергетике в шестом созыве. Иван Грачев выстроил энергетический диалог со странами Евросоюза и тем активно мешал подготовке Европы к формату «после Меркель». После депутата Грачева метастазы обозначенных им проблем выскакивают в самых неожиданных местах подобно фурункулам. В Европе наблюдается крах альтернативной возобновляемой энергетики. В России программа газификации сломалась о посредников в сетях низкого давления. Та же проблема в электрических сетях и системе гидротехнических сооружений.

Общность разнородной тематики – в неуправляемом росте издержек. Слишком много слабых звеньев, и залить их деньгами невозможно. Нужны кардинальные управленческие решения, а для них перестройка массового сознания. Тут дело не в Путине или Мишустине, страна не готова. Не дозрела.

Пример запоздалой попытки имитации борьбы с последствиями состоялся на том же 542-м заседании СФ.

Принято заявление в связи с фактами нарушения прав верующих на Украине.

Заявление не слишком длинное, приведу текст полностью:

«Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации решительно осуждает факты грубейшего нарушения прав верующих на Украине, которые являются следствием проводимой киевским режимом политики религиозной нетерпимости.

Украинские власти фактически пытаются навязать народу Украины в качестве официальной церкви созданную при поддержке Запада околополитическую структуру, именующую себя «Православная церковь Украины». При этом каноническая Украинская православная церковь подвергается гонениям: ее храмы захватываются, общины незаконно ликвидируются, священнослужителей лишают гражданства и репрессируют. Вопиющим стало недавнее решение украинских властей лишить Украинскую православную церковь одной из ее главных святынь – Киево-Печерской Лавры.

Новым возмутительным актом стало надругательство над священной для мусульман всего мира книгой – Кораном. Этот акт вандализма – прямое следствие проводимой официальным Киевом политики дискриминации в отношении представителей этнических и религиозных общин, проживающих на Украине.

Такая политика властей Украины грубо нарушает право каждого человека на свободу мысли, совести и религии, гарантированное основополагающими международными документами Организации Объединенных Наций: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом о гражданских и политических правах, Декларацией о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений.

Происходящее вызывает гнев и неприятие у всех граждан Российской Федерации.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации призывает парламенты иностранных государств, международные парламентские организации занять принципиальную позицию и потребовать от официального Киева возвращения Украины к соблюдению своих международных обязательств, прекращения политики дискриминации верующих и надругательства над религиозными святынями».

Это написано в заявлении.

И вот что интересно. Началось 542-заседание СФ с выступления председателя Сената Парламента Республики Зимбабве Мейбл Чиномоны.

Взгляд из сената Зимбабве полностью переворачивает представления о России, которая не отделяется от Советского Союза и составляет с ним единое позитивное целое с уникальной исторической ролью в борьбе за мир на Земле. Закончилось выступление овацией российских сенаторов для зимбабвийской коллеги.

Матвиенко сказала, вот выступление настоящих друзей, которым ничего не надо объяснять. Они все понимают. Этой возможностью надо обязательно воспользоваться.

Случился очередной момент истины в нашем парламенте, когда незазорно показать свое истинное лицо. На мероприятиях палат Федерального Собрания благодарности России можно слышать из самых разных источников.

Лев Московкин.

Фото Ольги Давыдовой

совет федерации, фото Ольги Давыдовой
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x