Совет Федерации открыл осеннюю сессию на два дня раньше запланированного. 551-е пленарное заседание состоялось в понедельник, 25 сентября. После выборов состав палаты заметно обновился. Пришли 24 новых сенатора, состав СФ увеличился до 178 человек.

Б. Дмитровку покинули люди, без которых трудно представить парламент России, Светлана Горячева и Елена Мизулина. Поспорили друг с другом и ушли. Одномоментно. Светлана Горячева в прошлом была депутатом расстрелянного Верховного Совета. Увольнение из парламента лишило ее трибуны для нежелательных воспоминаний. Над Мизулиной тучи давно сгущались. Причина та же, что и у уполномоченного по правам детей Павла Астахова.
В СФ пришел сенатором от Запорожской области опальный Дмитрий Рогозин. Ему не привыкать, он несколько лет был под эмбарго. Навел шороху в НАТО, занимался госприемкой для армии, запустил в космос не подготовленных по правилам ведомства людей и вообще слетел в аут. Был ранен. Но вот вернулся. У Рогозина есть непозволительный для политика дефект в виде неуправляемого и очень креативного патриотизма. Трудно представить, что ему дадут свободу на парламентской трибуне.
После перерыва заседание прошло рутинно, как и не расставались. Поток мыслей отражает напряжение в стране. Увенчалась успехом старая-старая программа сокращения сети Почты России и слива государственных обязательств в частную лавочку. Опять ни два ни полтора, а сапоги всмятку. По-прежнему выполняются обязательства ни в коем случае не давать преференций отечественным производителям. Кедровая шишка подорожала, и орех в скорлупе везут на экспорт. Там его очищают, раскладывают по пакетикам и экспортируют в Россию. Добавленная стоимость остается там. Это вообще универсальный принцип российской экономики. Принцип шишки на орехи.
Ситуация с федеральным бюджетом тревожнее, чем с региональными. Есть два источника рисков – кризис мировой экономики и ужесточение денежно-кредитной политики Банка России. Вот об этом теперь звучит из каждого утюга. Такая банка не для России.
Основным вопросом 551-го заседания СФ стал правительственный час «О прогнозе социально-экономического развития РФ на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». Выступил с докладом и ответил на вопросы сенаторов министр экономического развития Максим Решетников.
Слова министра в основном объеме совпадали с матрицей Путина, но одновременно содержали моменты, которые на фоне думских разговоров о двоевластии следует воспринимать как укор с конкретным указанием, в чем двоевластие состоит.
«Российская экономика завершила этап восстановления. По итогам семи месяцев рост ВВП 2,1% год к году. Растет промышленность, прежде всего за счет обрабатывающих производств. Высокие темпы прироста в строительстве. Уверенно себя чувствует сельское хозяйство. Сохраняется инвестиционная активность: за полгода рост – 7,6%. Хорошая динамика кредитования бизнеса и физических лиц. Растет потребительский спрос. В целом по многим ключевым показателям ситуация оказалась существенно лучше ожиданий», – сообщил министр Решетников.
По его словам, все это позволило улучшить параметры прогноза по сравнению с апрельскими сценарными условиями. По итогам этого года ожидаем рост ВВП на 2,8%, в 2024 году – на 2,3%.
Дальнейший рост – чуть более двух процентов в год рассматривается как выход на потенциальные темпы роста с учетом тех существующих ограничений технологических и рынка труда. Инвестиции по итогам года вырастут на 6%, в следующие три года покажут темпы роста на уровне до 3% в год. Потребительский спрос будет поддержан ростом реальных денежных доходов населения на 4%, прежде всего за счет заработных плат. Дальше доходы будут расти средним темпом – 2,8% в год. В основе роста – трудовые и предпринимательские доходы, а также меры социальной поддержки.
Влияние окажет и ежегодное повышение МРОТ. На 1 января следующего года МРОТ увеличится на 18,5%.
Рост заработных плат будет происходить на фоне сохранения низкого уровня безработицы, в прогнозе на все три года цифра 3,1%. Торговый баланс в этом году будет соответствовать уровню 2020 и 2021 годов, а в дальнейшем его улучшение будет обеспечено за счет опережающего роста экспорта при более сдержанной динамике импорта.
К концу текущего года ожидается повышение инфляции с последующим замедлением до 4,5%, К концу следующего года, а также с выходом на целевой уровень 4% к 2025 году.
Министр Решетников отметил риски. Ключевой риск – замедление мировой экономики может повлиять на объемы и цены на наши экспортные товары и, следовательно, на курс рубля. Вывоз долларов ограничен, а рублей нет.
Кидать в меня тухлыми яйцами не надо, я транслирую прозвучавшие цифры и сам не понимаю, как и из чего они получаются – инфляция, ВВП, уровень безработицы, рост зарплат, доходов населения и потребительского спроса, успехи строительства и пространственного развития. В реальности растут доходы банковской системы и огромные непроизводительные расходы. Снижается качество жизни, и растут личные трудозатраты на рубль заработка. Беспредельно растет мошенничество.
Любопытную информацию представил в своем вопросе министру сенатор Александр Трембицкий: «Протяженность дорожной сети России сейчас существенно уступает таким странам, как Индия, Китай, США и даже Бразилия. Мы смотрим в сравнении: в Китае 54 километра дорог на 100 квадратных километров площади, в США – 69, в России – 9. Даже в Бразилии 20».
Минэк об этом не говорит. Некоторые важнейшие для населения показатели вообще не отражаются в прогнозах и итогах исполнения.
По словам министра, внутренние риски связаны с дефицитом кадров и жесткой денежно-кредитной политикой ЦБ.
«С учетом прогноза роста производительности к 2030 году в экономику дополнительно потребуется привлечь 2,3 млн человек. Половину из их числа мы закроем внутренними ресурсами благодаря накопленному эффекту от пенсионной реформы, а также благодаря повышению занятости молодежи. Вторую половину предстоит закрыть за счет дополнительных мер, связанных с ростом производительности труда в ряде отраслей, более активного привлечения на рынок труда граждан, которые на сегодняшний момент не состоят на учете в службах занятости и не участвуют в рынке труда, а также за счет миграционного притока», – сообщил министр Решетников.
Еще один риск – это чрезмерное ужесточение денежно-кредитной политики. По мнению министра, сегодня она решает проблему балансировки спроса и предложения за счет ограничения спроса, а завтра может помешать привлечению инвестиций и насыщению внутреннего рынка продукцией.
Сенаторы не позволили министру замылить вопрос повышения ключевой ставки ЦБ. В дискуссии пришли к компромиссу, что решения должны быть комплексными, а не просто повышение ставки.
Вопрос в том, послушается ли ЦБ и кому он подчиняется.
Зампред СФ Николай Журавлёв сказал о том, что волнует всех в последние месяцы, – рост валютного курса и последующий рост в два этапа ключевой ставки Банка России. Решения по противодействию этим проблемам должны быть комбинированными. Должна быть комбинация мер ЦБ и правительства, которые могут состоять из увеличения субсидий по тем или иным направлениям, компенсации процентной ставки, контроль за возвратом экспортной выручки, переводом в том числе и рублевых платежей за рубеж, противодействия оттоку капитала.
«Хорошее решение было принято правительством по экспортной ренте, которая будет работать по курсу, когда курс будет превышать определенное значение. Должна быть вот эта комбинация. И я призываю правительство совместно с Центральным банком противодействовать валютным рискам не только ростом ключевой ставки, и в первую очередь, может быть, не ростом ключевой ставки, а именно комбинацией таких мер», – подчеркнул Николай Журавлёв.
Валентина Матвиенко сказала: «Я согласна с заключением, которое Николай Андреевич сделал, поддерживаю. Мы обменивались мнениями здесь, в Совете Федерации, понимаем, что нужен комплекс мер, потому что только одним повышением ключевой ставки не решить задачу, а она очень чувствительна для бизнеса, для экономики».
Максим Решетников сказал сенаторам о планах развития технологий и искусственного интеллекта.
«Предусмотрены финансирование технологической повестки, развитие искусственного интеллекта и прорывных технологий.
Для развития транспортной и логистической инфраструктуры активно используются средства Фонда национального благосостояния. На сегодняшний момент финансируются 22 проекта с общим объемом инвестиций более 4 трлн рублей. При этом напрямую в проекты уже направлено 1600 млрд рублей», – сообщил министр Решетников.
Затем министр пояснил: «Для проектов технологического суверенитета запущен механизм технологической таксономии, а также идет реформа инвестиционного налогового вычета. Буквально завтра законопроект должен быть рассмотрен в первом чтении Государственной Думой, и после его принятия рассчитываем на поддержку с вашей стороны».
В представленном на правительственном часе прогнозе социально-экономического развития РФ совсем не находится признаков кризисного консолидированного государственного управления в условиях войны. Разброд наблюдается даже в пределах финансово-экономического блока. Сохраняется курс на размывание роли государства. Даже для почты не находится государственных решений.
Максим Решетников заявил, что «определяющую роль в развитии будут играть, конечно же, частные инвестиции».
На том же заседании при обсуждении Рязанской области Валентина Матвиенко неожиданно сказала про дефицит учебников.
«Коллеги-сенаторы, обратите внимание на то, что в целом ряде регионов не хватает учебников. Это такая системная проблема, потому что новые учебники не успели напечатать, не успели поставить. Цены на учебники взлетели, они просто космические. Поэтому (рязанцы тоже жалуются) надо закрыть эту тему. Учебники должны быть во всех школах. Но Министерство просвещения тоже должно проанализировать, почему так произошло», – сказала председатель СФ.
Затем в «разминке» председатель комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова сообщила: «Долгожданный золотой стандарт, подразумевавший единое образовательное пространство и качество знаний, в буквальном смысле стал золотым и в финансовом плане. Необходимость дополнительных средств у регионов подтверждают результаты мониторинга, проведенного комитетом на предмет финансовой готовности субъектов обеспечить школу учебниками из нового перечня, а также единым учебником по истории для 10 – 11-х классов».
Матвиенко попросила председателя комитета по бюджету Анатолия Артамонова и зампреда СФ Николая Журавлева подготовить к парламентским слушаниям 3 октября сводную информацию, насколько выросли расходы субъектов Федерации на приобретение учебников. Гумеровой досталось поручение подготовить запрос в ФАС с просьбой проверить, на каком основании издательство «Просвещение» так резко повысило цены на учебники. Почему у нас монополия на издание учебников?
В тот же день СФ переутвердил Валерия Зорькина в должности председателя Конституционного Суда на новый срок. После голосования Зорькин сказал: «30 с лишним лет назад я приносил присягу судьи Конституционного Суда. Я старался с честью и достоинством выполнять эту функцию, а также председателя Конституционного Суда».
Напомню, что КС Зорькина не признал конституционность указа №1400 Ельцина. Однако указ вступил в силу, и 12 декабря было проведено голосование по новой Конституции, по выборам депутатов Государственной Думы и Совета Федерации.
Председатель СФ Валентина Матвиенко уверена, что колоссальный опыт Валерия Зорькина и его принципиальность позволит и впредь Конституционному Суду оставаться настоящим защитником Конституции и прав граждан.
«Он такой, знаете, гуру, он такой моральный, я бы сказала, авторитет», «он так хорошо гладью вышивает, что нет ни одного узелка», – речь Матвиенко особенно метафорична, когда она испытывает наплыв чувств.
Совет Федерации занимается трудоустройством бывших судей ЕСПЧ в КС РФ. На должность судьи Конституционного Суда назначен Михаил Лобов. Бывший судья ЕСПЧ сказал по поводу Европейской конвенции по правам человека: «…То взаимодействие, которое было в течение 25 лет между судебной системой Российской Федерации и системой Европейской конвенции по правам человека, Советом Европы в целом, оказалось благотворным для российской правовой системы. Огромное количество правовых позиций Европейского суда по правам человека были восприняты, иногда творчески переработаны в российской правовой системе, они продолжают действовать».
Есть же люди, для которых слово с трибуны важнее дел, которые за ним следуют. Очень бы хотелось, чтобы страница истории по шашням с ЕС и ЕСПЧ была закрыта окончательно и остались без работы люди, которые исполняли задачи этого органа благодаря политическому давлению на Россию. Если давление сохранится, может быть, напрасно вывели российских судей из ЕСПЧ. Влиять изнутри уже невозможно.
Лев Московкин.
Фото Ольги Давыдовой