Потеряв два судна (надувных катамарана) и всё оборудование, отважные участники экспедиции «По пути русских кругосветных мореплавателей», которая стартовала 1 июля 2021 года из Кронштадта, намерены продолжить плавание, посвященное 250-летию со дня рождения Ивана Крузенштерна и 200-летию открытия русскими моряками Антарктиды.
Об этом сообщили руководитель экспедиции, путешественник Евгений Ковалевский, капитан экипажа Russian Ocean Way Станислав Берёзкин и руководитель берегового штаба экспедиции Юлия Калюжная в ходе пресс-конференции в ТАСС. Мероприятие проходило в онлайн-формате, так как участники кругосветки сейчас находятся в Сиднее на территории посольства РФ. Там они оказались после того, как на их катамаран в Коралловом море дважды (4-го и в ночь на 6 сентября) напали глубоководные акулы и судно затонуло.
Как рассказал руководитель экспедиции, путешественник Евгений Ковалевский, эта экспедиция уже идет третий год, и потеря за это время двух судов стала, по его мнению, следствием того, что сам замысел этой кругосветки (впервые в мире пройти на надувном судне вокруг света) – это вызов:
«Этого не делал никто, и вот сейчас мы уже прошли более 15 стран, все моряки во всех этих странах говорили о том, что это «новый взгляд» на мировое мореплавание, а когда ты делаешь что-то новое, без таких чрезвычайных ситуаций не обходится. Поэтому мы уже к этому относимся спокойнее. Когда мы прошли Атлантику и вошли в Тихий океан, случилась первая трагедия (в марте катамаран Russian Ocean Way после поломки руля потерял управление, после чего экипаж подал сигнал SOS и был спасен сухогрузом, а судно затонуло со всем оборудованием. – С. И.). Тогда наш руководитель берегового штаба экспедиции Юлия Калюжная прилетела на остров Пасхи спасать экспедицию и нашла новый катамаран. Мы продолжили плавание. Сейчас мы опять вызвали Юлию, потому что ситуация очень непростая. Мы снова лишились судна: оно было потеряно в результате нападения глубоководных акул – «куки-каттеров». Это самая хищная рыба Мирового океана. Они нападают на китов с глубины 2 – 3 тыс. метров и выгрызают кусок в 5 – 6 сантиметров. И когда наш катамаран вошел в Коралловое море – ареал обитания этих акул, наш капитан Станислав Берёзкин сразу сказал, что надо готовиться к неприятностям».
И неприятностей, как рассказал еще один участник пресс-конференции, капитан экипажа Russian Ocean Way Станислав Берёзкин, долго ждать не пришлось…
«4 сентября у нас был пробит левый баллон в районе кормы, а это очень плохо, потому что на корме крепится рулевое оборудование. И после того, как баллоны провисли, рулевое устройство через 4 часа разлетелось. А ночью 6 сентября акулами был пробит и правый баллон. После этого мы объявили SOS».
От верной смерти отважных путешественников спасло то, что каждый баллон катамарана разделен на 4 герметичные секции, и если пробита задняя секция, то 3 секции, как пояснил Евгений Ковалевский, еще «остаются живыми», и корма у судна уходит вниз, но оно всё-таки держится на воде:
«Но потом выяснилось, что и с переборками между секциями у нас не всё в порядке, так как этот катамаран, на который мы пересели после мартовской катастрофы, был не новый. Ему было 8 лет, и ткань переборок уже деструктировала, поэтому еще до атаки акул мы хотели в Австралии заказать новые баллоны. Но до Австралии мы не дотянули 400 миль. Когда панамское судно подошло нас спасать, корма нашего катамарана уже полностью ушла под воду, нос поднялся вверх, а мы уже были по колени в воде. Еще бы пара часов, и мы бы ушли под воду».
По его словам, дальнейшее плавание будет продолжено на небольшом (до 10 – 11 метров длиной) твердокорпусном парусном судне, так как надувных судов океанского класса больше нет. Участники экспедиции планируют покинуть берега Австралии не позднее конца октября, так как потом начнется сезон ураганов. Как резюмировал Евгений Ковалевский, два судна не выдержали, а мы еще держимся…
Сергей Ишков.
Фото vk.com/russianoceanway