Три года длятся споры жителей Пензы с администрацией города – по поводу скульптуры «Радушный кентавр». В конце ноября мэрия дала ответ в прессе.
Россияне старшего и среднего поколения еще помнят слова Ленина: «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понято этими массами и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их». Эта определение все годы советской власти было главным указанием и для чиновников, управляющих искусством, и для самих деятелей искусства. Всякое отступление в сторону формализма-абстракционизма клеймилось как «антинародное». Однако ленинская формулировка вполне точная и ясная, диалектическая. Невозможно отрицать рождение искусства из глубин народного сознания и мировосприятия. Например, вспомним название статьи дворянского сына Александра Блока: «Поэзия заговоров и заклинаний». Или размышления крестьянского сына Сергея Есенина: «Все наши коньки на крышах, петухи на ставнях, голуби на князьке крыльца <…> носят не простой характер узорочья, это великая значная эпопея исходу мира и назначению человека».
Другой вопрос, как и чем в современной жизни иногда оборачивается «пробуждение художников из масс».
Вот народная поэтическая легенда. Юная Алёна отправилась искать место, куда могли бы переселиться ее близкие и родные. Нашла такое у берега Дона, где они и обосновались. Но на их поселение напал разбойник Кудеяр и убил Алёну. С тех пор деревню стали называть Алёновкой и Новой Алёновкой. На ее месте и возник город Нововоронеж.
В 2020 году на центральной площади поставили памятник Алёне. Вот как он выглядел.
Слава богу, простоял не больше трех дней – снесли по требованию возмущенного народа. И поставили новый.
В администрации города сказали, что прежний проект и макет с властями не согласовывался. Дескать, все это – инициатива общественников.
Странно, потому что установка памятников строго регламентирована. Надо пройти через много комиссий. Как это было в Пензе. Там в тот же год, что и в Нововоронеже, на Фонтанной площади установили скульптурную композицию «Радушный кентавр».
Естественно, возникли недоуменные вопросы. Почему он стоит задом к жителям и гостям города? Почему его человеческое туловище вывернуто на 180 градусов? В итоге с какой стороны ни подойди, видишь лошадиный зад или человеческую спину. Наконец, что за прямоугольная дыра в его груди?
Автор дал свое творческое толкование: дыра – это не дыра, а распахнутая душа, открытая миру. И руки готовы обнять всех, поэтому туловище вывернуто на 180 градусов.
Многие пензенцы возмутились и потребовали убрать «это». Но городская администрация отказалась. Споры длятся уже три года. Недавно, в ноябре, представители мэрии через новостной городской сайт объяснили: эскизный проект скульптуры «Радушный кентавр» неоднократно обсуждался на рабочих заседаниях градостроительного совета при правительстве Пензенской области и был выбран большинством голосов по итогам открытого голосования его членов. В заседаниях совета участвуют искусствоведы, художники, архитекторы и скульпторы. (https://penzavzglyad.ru/news/156116/penzenskie-vlasti-otkazalis-ubirat-skulpturu-radushnyy-kentavr)
Если кто-то подумает, что такие эксцессы, мягко говоря, иногда характерны для провинции, то он глубоко ошибается. Год назад в Москве, перед Музеем хоккейной славы, установили скульптуру легендарного вратаря Владислава Третьяка. К его 70-летнему юбилею. Поздравили.
Почему в современной России то и дело возникают «страшные Алёнки» или «кентавры с дырой»? Допустим, в прежнем, советском тоталитарном государстве царил казенно-бюрократический идеологический режим. А сейчас свобода выражения? С некоторыми гримасами. Но ведь и сейчас для установления скульптуры в общественном пространстве требуется бесчисленное количество согласований в разных инстанциях. Может, дело в общем падении культуры на всех ступенях?
А народ, которому принадлежит искусство, здесь всего лишь «объект». Правда, иногда недоумевающий и возмущающийся «объект».
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.