Странная-странная сказка: «Современник» отметил 90-летний юбилей Галины Волчек

В день рождения своего бывшего лидера «Современник» представил на суд первых зрителей спектакль «Галя. Волшебная история». В сказочной манере авторы инсценировки Полина Рашкина и Семен Шомин создали пьесу-посвящение Галине Волчек, которую на сценические подмостки вывел режиссер Иван Комаров.

Как сообщили «Московской правде» в театре, в зрительской версии этот спектакль будет называться «Дальше – сами».

История нескольких эпизодов из жизни Галины Волчек рассказана создателями спектакля практически эзоповым языком. Зритель видит юные годы Галины: в девочке уже проявляются лидерские задатки будущего руководителя столичного театра. Мы становимся свидетелями пересечения линий жизни Гали и некого Михаила Ильича (Михаила Ромма), крестившего ее на творческий полет. Наблюдаем начальный этап движения «Безумной тарантайки», которую создали семь столпов – актеров будущего «Современника». В образе Шефа угадывается черты железного руководителя театра Олега Ефремова, имя Квашонка намекает на Игоря Квашу, Хозяюшка обстоятельствами жизни напоминает первую жену Ефремова, актрису Лилию Толмачеву. Уже проявляет свои организаторско-директорские способности Кот (Олег Табаков), поражает логикой Умник (Виктор Сергачев), обращает на себя внимание великолепным ирокезом на голове Панк (Евгений Евстигнеев обожал музыку и играл на многих инструментах).

Вот в эту-то яркую компанию и вливается юная Галина. И как бывает в любой сказке, «добрым силам» начинают противостоять «силы злые», роль которых на себя берет колдунья Фурц (Екатерина Фурцева).

Пространство так называемой Страны холодных ветров, где происходят события, наводнено вредными соседками и учительницами химии, хьюстонцами и труханами, плаксами и эльфами. Короче, молодежью… Зритель наблюдает за тем, как Фурц, попав под  харизму Шефа, наконец, пересаживает героев с «Безумной тарантайки» на Поезд. И как потом этот самый Шеф, осененный крылами огромной белой чайки (горячий привет МХАТу), пересаживается с Поезда на Великий поезд.

Во всех перечисленных подробностях просвещенный театрал, конечно же, угадывает события становления  «Современника». Но зритель, далекий от истории театра и не читающий мемуары, в этой постановке вряд ли вообще что-либо поймет: впору печатать в театральной программке либретто, как это обычно делается в опере.

Да и сама тональность сказки оказывается созвучной новомодной тенденции выставлять Советский Союз, в котором многие из нас творили, любили, рожали детей, как «Страну холодных ветров». (В спектакле СССР, кстати, так и называется).

А меж тем те, чья молодость, как у Галины Волчек, пришлась на советский период, скажут, что в этой самой стране они себя ощущали гораздо более защищенными. А уж в душевном-то отношении это вообще была очень теплая страна. Авторы инсценировки Полина Рашкина и Семен Шомин (первой было десять лет в период распада СССР, а второй родился уже после), в очередной раз продемонстрировали поколенческий водораздел, который лежит между их собственным восприятием СССР и восприятием страны людьми поколения Галины Борисовны. Жаль, что из старших товарищей «Современника» никто им ничего не подсказал в этом плане.

Не совсем понятен и затяжной крен спектакля в сторону самого периода существования «Безумной тарантайки» (которая  в реальности называлась «Студия молодых актеров»). Ведь этот период скорее характеризует деятельность Ефремова, чем Волчек. Галина Борисовна была в это время лишь одной из прочих.

А вот о ее периоде руководства «Современником» мало что сказано, хотя рассказать есть что: очевидцы знают, как она неоднократно героически спасала театр от грозивших обрушиться на головы партийных молотов.

В спектакле присутствует еще один явный перегиб – в сторону демонстрации отношений Галины и ее отца. Галина Борисовна действительно была привязана к нему – факт бесспорный. Но отцу Галины Волчек уделено так много сценического внимания, что теряется восприятие самого режиссера как самостоятельной единицы и мощного театрального лидера.

Финал постановки явно смазан: прекрасной кодой мог бы быть звучащий в записи голос Галины Борисовны, который мы действительно слышим. Но после следует невнятная затянутая песня, сажающая общее впечатление.

В целом, при однозначной изобретательности задумки (а в этом «Современнику» не откажешь), первый спектакль оказался очень неровным в силу самой литературной первоосновы. Ему не хватило как раз той самой театральной преемственности, которая была в крови у создателей «Современника», ведущих историю от великих мхатовских мастеров. Не хватило совета «старейшин», которые знали Галину Борисовну лично долгие годы. А такие люди в зале были.

Нам же, зрителям, не хватило в юбилейный вечер хотя бы нескольких теплых слов благодарности, произнесенных со сцены о юбиляре. Их так никто и не сказал (ну, или не было предложено сказать). А жаль.

Возникает правомочный вопрос: а нужен ли подобный спектакль современный публике? Однозначно нужен, учитывая масштаб личности Галины Борисовны Волчек и ее роль в становлении «Современника». Но не менее однозначно и то, что спектакль требует серьезной доработки с учетом всего сказанного, если «Современник» хочет, чтобы постановка стала заметным позитивным явлением на театральной карте столицы.

Елена Булова.

Фото предоставлены PR-службой театра
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x