Лихо мчится конница, слышен стук копыт: Театр Моссовета представляет драму «Кабаре «Гадюка» (16+)

«Красный граф» Алексей Толстой  напористо протискивается между вторым и третьим рядами зрительного зала на театральную сцену.

В зале «Сцены под крышей» тесновато. На чье-то недовольное замечание: «Могли бы и вон там пройти» – граф останавливается и что-то возмущенно бубнит в ответ. А потом устремляется за письменный стол, начиная строчить текст на пишущей машинке. Машинке, которую позаимствовал у соседки на пару недель и не отдает вот уже больше года.

…Новый спектакль «Кабаре «Гадюка» в Театре Моссовета — это размышления и фантазии режиссера Анны Галиновой, навеянные прочтением повести «Гадюка» А. Н. Толстого, о драматичном периоде Гражданской войны.

Мир стремительно рушится вокруг в огне грозных послереволюционных событий. И под треск пишущей машинки на сцене возникают герои, сошедшие со страниц повести. Зрители становятся свидетелями драмы 17-летней  Олечки Зотовой (Мария Мацель), потерявшей родителей, дом и вовлеченной в эпицентр революционной борьбы.

Для бывшей гимназистки, мечтавшей о муже-блондине, розовом пеньюаре и никелированном кофейнике, обретенные по воле случая гимнастерка, галифе и шинель постепенно становятся второй кожей. Коротко подстриженные волосы  окончательно лишают героиню всего женственного. Но в юной душе, несмотря на жестокость судьбы, стойко живет жажда любви.

В самый трудный момент появляется ОН –  товарищ Емельянов, командир кавалерийского эскадрона, разыскавшего в разоренном городе для раненой Олечки «старорежимного» профессора медицины. Профессор вытаскивает девушку с того света.

Замечательный артист Сергей  Зотов наделяет своего героя – товарища  Емельянова – всей полнотой революционной страсти и необузданности. Зотов поистине великолепен: дирижируя обглоданной куриной ногой (юмора постановке не занимать), он рассказывает перебинтованной Олечке про новый мир, который собирается строить. Герой предлагает девушке перспективу светлой жизни, в которую сам истово верит, становясь Олечкиным опекуном и защитником. Не менее интересен актер и в лирических сценах: товарищ Емельянов с Олечкой нежен и целомудренен. Бойцы убеждены, что девушка – жена комэскадрона, и они даже не догадываются, что, ночуя с Емельяновым на одной кровати, она по прежнему остается девИцей.

Спектакль решен в сатирическом стиле кабаре 20-х годов прошлого века, постановка идет под живую музыку времен Гражданской войны и НЭПа. Со стороны такая подача кажется невозможной, как телега, запряженная конем и трепетной ланью. Но режиссеру Анне Галиновой, обладающей вкусом и чувством меры, эта задача оказалась по силам. Постановщик филигранно проводит зрителя по самому острию сценического лезвия, ни разу не завалившись в крайности безвкусицы или цинизма.

В образах танцовщиц кабаре в фривольном нижнем белье двадцатых годов (художник Екатерина Сергеева) предстают перед нами сначала соседки – сплетницы из коммунальной квартиры Олечки. Затем эти же полуобнаженные танцовщицы появляются  в сцене ее ранения и гибели товарища Емельянова.

Актриса Мария Мацель замечательно справляется и с ролью девочки-подростка, и с ролью эскадронного бойца-вестового, и с ролью «писчебумажной барышни» в махорочном учреждении – этапы, которые  проходит Олечка, постепенно превращаясь в Гадюку.  Ну и, конечно, с ролью самой хрипловатой Гадюки, которая «была уж очень тоща и зла». Гадюка Марии Мацель – пылкая и откровенная, способная за себя постоять, и внутри нее по прежнему кипят страсти. Она бесконечно хочет любить!

Любопытно, что, когда пьеса только вышла из печати, в стране устраивались показательные суды по «делу Зотовой», которая в финале повести Толстого в порыве ревности  застрелила жеманницу Варенцову. Рабочие пеняли тогда автору повести, что он не захотел «до конца перевоспитать Гадюку, подняв ее до высоты, когда задачи революции стали бы для героини выше личных дел».

Толстой огрызался как мог, отстаивая принцип «правдивого художественного воплощения образа», выступая против популярной идеализации главного героя. И отвечал, что «Ольга совершила преступление потому, что до конца не была перевоспитана Красной Армией».

Сегодня, спустя столетие, перевернувшее эту оценку на 180 градусов, становится очевидным, что революционное время действительно «перевоспитывало» юную розово-голубую гимназистку, да так ловко, что она в итоге нажала на спусковой крючок, направив пистолет в голову беззащитного человека.

Отдельного разговора в постановке заслуживает сценография спектакля Михаила Виноградова. Пространство кабаре решено с помощью роскошного бардового занавеса, в алькове которого уютно расположился тапер за пианино (Олег Отс). Периметр сцены ограничен взбегающими вверх  ярусами столиков с зажженными лампами. А сцены ночных кошмаров Ольги решены с помощью видеопроекции (автор Павла Егорова): по бескрайнему пространству белых простыней в зале несутся красные кони – картина  просто завораживает!

В спектакле принимают участие артисты, каждый из которых создает сразу по нескольку запоминающихся образов. Глафира Лебедева и Ксения Комарова, например, играют Лялечку и Розу Абрамовну, а также артисток кабаре. Юлия Бурова – Марию Афанасьевну и писательницу, пытающуюся отобрать у Толстого пишущую машинку. Анастасия Белова исполняет роли медсестры, проститутки и поэтессы. Олег Отс играет чеха, официанта и товарища Педотти. Влад Боковин предстает в обличье Толстого и товарища Морша.

Постановка получилась глубокой, драматичной, музыкальной, ироничной и на удивление легкой для такого сложного материала.

Самое удивительное в спектакле Анны Галиновой, пожалуй, то, что режиссер посредством скромных сценических средств умудряется объемно воссоздать атмосферу Гражданской войны. Хотя разговор на сцене идет вроде бы не о войне как таковой, а о конкретных людях. Но, погружаясь в мельчайшие подробности жизни этих людей, рассматривая движения их душ словно под микроскопом, Анна Галинова организовывает детали спектакля в особенный сюжет – гармошку, постепенно раздвигающуюся и расширяющуюся до масштабов исторического полотна и в конце сведенную к одному простому, но всеобъемлющему звуку: «Живем».

Браво!!!

Елена Булова.

Фото Елены Лапиной 

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x