Технофеодализм или надзорный капитализм?

Мы должны следить за западными идеологиями, чтобы не замыкаться на собственной методологии.

политика
Иллюстрация нейросети Kandinsky

Об этом говорили на заседании Научно-консультативного совета (НКС) по правовым, психологическим и социально-экономическим проблемам общества ООН РАН в формате «Рабочего завтрака у Тосуняна» в субботу, 17 мая.

Ведущий, сопредседатель НКС ООН РАН, академик РАН Гарегин Тосунян, помянул добрым словом ушедшего из жизни Виктора Геращенко. Это был человек, который мог сердиться и спорить, но он умел выслушивать. Павловский обмен денег произошел при нем, и, очевидно, он вынужденно согласился.

Ключевой вопрос современности о признаках регионализации Тосунян решил просто. Его позиция склоняется в пользу общей тенденции глобализации, на фоне которой происходит колебательный процесс глобализации-деглобализации.

Позиция Тосуняна соответствует схеме бывшего председателя Центризбиркома Владимира Чурова, который говорил о сочетании тенденции с нерегулярными колебаниями.

На заседании прозвучал широкоформатный обзор современных концепций капитализма. Одних названий «капитализм» с разными прилагательными – несколько десятков.

Выделялся из ряда один термин технофеодализм с возможностью рентных доходов. В итоге идеологическое разнообразие свелось к противопоставлению технофеодализма с надзорным капитализмом.

Встреча «У Тосуняна» состоялась накануне выборов в академии и напоминала более чем четырехчасовой обзор безумия иностранной литературы. На одно место членкора по психологии претендует пять человек, по философии – 25. В дискуссии прозвучало сомнение, книги написаны от интеллектуального бессилия. Стоит ли переводить на русский? Так биологи рассуждают о государстве у пчел.

Докладчик Александр Павлов парировал: мы должны изучать современную литературу, как бы мы критически не относились. Нельзя замыкаться на собственной методологии. Остался вопрос, есть ли у нас собственная методология в эпоху постправды и фейк ньюс. Общество выгорания.

Профессор Брянского государственного технического университета Елена Дергачёва рассказала об уничтожении биосферы и ее поглощении техносферой и среди прочего предсказала вымирание пчел. Оно идет быстрее млекопитающих. Докладчик указала на необходимость модернизации мировоззрения.

Уже сейчас под человеческими постройками находится пять процентов суши, эта цифра будет быстро расти. Профессор не высказала однозначную позицию в поддержку идеи антропогенного изменения климата или против нее. Ясно только то, что изменение климата есть непреложный факт. В истории Земли оно шестое.

Также очевидно, что идея устойчивого развития нацелена на разделение ответственности США на другие страны. Идея устойчивого развития продвигается из Римского клуба.

Ученый-экономист Павел Медведев поставил резонный вопрос: кто будет оценивать последствия, если человечество сокращается? Рост населения продолжается за счет нескольких локаций.

Тосуняну вопрос не понравился. Он не менее резонно указал на снижение второй производной, первая остается положительной

Вопрос о вкладе отечественных ученых заставил вспомнить о трудах академика Юрия Израэля.

В статье Википедии об Израэле написано: «Эмиссия в атмосферу оксида углерода, превышающая его поглощение природными экосистемами (нарушение углеродного баланса), может вызывать повышение среднегодовой температуры, однако это явление может быть нивелировано естественной климатической цикличностью на фоне тренда на похолодание. Он отметил, что «изменения климата очевидны, но наука пока что не состоянии определить их причины» и что «не существует доказанной связи между деятельностью людей и глобальным потеплением». Это противоречит заключению IPCC, в котором говорится, что «наблюдаемое с середины XX века глобальное повышение температуры скорее всего (вероятность более 90%) вызвано наблюдаемым ростом выброса парниковых газов, происходящим в результате деятельности человека».

Насколько известно мне, изменения углекислоты в атмосфере следуют за температурой, а не наоборот.

Кроме того, США окончательно потеряли интерес к климатическим проектам с ограничением ископаемых углеводородов, фактически заменив их на прямые меры сдерживания экономического развития и роста производительных сил стран мира.

В тематике доклада Елены Дергачевой было бы уместно вспомнить концепцию какосферы Георгия Заварзина, но этого не произошло.

Участники заседания «У Тосуняна» несколько раз упоминали термин «антропоцен».

Согласно Википедии, антропоцен – неформальный научный термин, обозначающий новейшую геологическую эпоху, длящуюся более ста лет, с высоким уровнем человеческой активности по истреблению дикой природы и играющей существенную роль в биосфере Земли.

Технофеодализм связывается с именем греческого экономиста Яниса Варуфакиса. По его мнению, капитализм уступил технофеодализму, когда цифровые платформы и технологии доминируют в экономике. Человечество вернулось обратно к аграрному укладу, где вместо земли – железо. Количеств денег в экономике железа значительно превышает эквивалент интеллектуальной надстройки.

Янис Варуфакис считает, что феодальные практики получения ренты не исчезли с наступлением капитализма. Капитализм победил тогда, когда прибыль одолела ренту.

Надзорный капитализм означает новый экономический порядок, использующий в качестве капитала человеческий опыт как сырье и характеризующийся распространением коммерческого мониторинга – тотального наблюдения за поведением граждан.

Автор термина Шошана Зубофф описала его в книге «Эпоха надзорного капитализма. Битва за человеческое будущее на новых рубежах власти». Согласно ее концепции, современные монополии получают доход благодаря возможности установить тотальный надзор за каждым потребителем за счет всеобъемлющего проникновения Интернета.

В свете концепции антропоцена я не увидел противоречий технофеодализма и надзорного капитализма.

Магистральное направление развития капитализма ушло в безудержный рост издержек. Слишком много людей хотят жить на ренту и для сокрытия факта своего паразитизма готовы прикрыть его утечками любого размера. Естественно, отношение к ресурсам варварское.

Крупнейшими загрязнителями планеты стали США, Китай и Индия.

Непоправимый вред природе и человеку наносят массовые хаотичные миграции и промышленное применение антибиотиков в агрокультуре, также масштабное применение пестицидов, от которых гибнут пчелы. Определяет же и изменения климата, и начавшейся компрессии численности флуктуации физической турбулентности.

Таким образом, сложившееся не может быть названо капитализмом ни с каким определением.

Предложения питаться сверчками или подвергать принудительной эвтаназии в семьдесят лет звучат издевательски. Если согласятся, передавать активы умершего его потомкам. Если нет, в доход государства.

Тосунян заметил, что принудительное – это убийство, эвтаназия – добровольная.

Через день после «Рабочего завтрака у Тосуняна» на радиостанции «Вести FM» выступил экономист с физическим образованием Александр Лосев. По его словам, капитализм так существовать дальше не может. Надо еще кого-нибудь ограбить. Ограбить Китай или арабов не очень получилось. Война с Россией нужна, чтобы ослабить ее и взять ее ресурсы.

Печальная история «Боинга» подсказывает крах данным планам.

В отличие от США, Россия не уступила свое государство ТНК. ТНК США все равно, какие тарифы. И ядерного оружия Запад не боится.

В данной ситуация надежда может быть только на Россию. США не владеют технологиями вывода из кризиса (катастрофы), поэтому будет их наслаивать, используя естественные негативные тенденции. Их псевдополитология нужна для отвлечения внимания от интеллектуального провала.

Лев Московкин.

политика

Добавить комментарий