ЭДВАРД МУНК. 150 ОТТЕНКОВ ДЕПРЕССИИ

В Инженерном корпусе Третьяковской галереи впервые за 37 лет открылась масштабная выставка классика экспрессионизма. Привезли больше 100 работ и авторских фотографий. Мария Чемберлен разбиралась в том, как мрачная живопись может поднимать настроение.

Вам уже все рассказали в новостях про количество, качество, значимость и т.д. Вы можете сходить и послушать лекции искусствоведов, почитать биографию художника, проникнутся его нелегкой судьбой, но лучше всего конечно, сходить на выставку и утонуть в жизнерадостных цветах его мрачных картин. В чем феномен выплеснувшейся на полотна экспрессивной депрессии я и пыталась понять.
Как говорил Роман Виктюк по поводу «Мелкого беса»: «В каждом из людей живет Лихо. Каждый борется или сосуществует с ним по-своему, но далеко не каждый может трансформировать эту глубинную движущую силу в творчество» Точно так же не каждый может превратить свою депрессию, отчаяние и алкоголизм в созвучные каждому произведения искусства. Конечно, был Ван Гог, но у него были светлые периоды и все его картины полны радости и жизни. Мунк, кажется, погрузился во внутреннюю черноту абсолютно, провозгласив ее своей Музой.


Всю жизнь, казалось, художника преследует злой рок. Мать и сестра умерли от туберкулеза, его выставки высмеивали, говоря как он может выставлять полунаписанную картину, и даже влюблялся он неудачно в чужих жен, так никогда и не женившись. Недолгий роман с его поклонницей и вовсе закончился трагедией. Девушка настаивала на женитьбе и чтобы подогреть интерес друзья решили подшутить, сказав что она умерла и показали тело. Эта шутка привела к конфликту в котором Мунк повредил руку, что привело к ампутации пальца на левой руке. Его душевное состяние ухудшилось и в 1908 году его поместили на полгода в психиатрическую клинику. А признание начало приходить к Мунку ближе к семидесяти. Непростая судьба, но оттого борьба с внутренними демонами была еще ценнее.
Его самая знаменитая картина, первый «мем» в истории искусства, столько не копировали даже Джоконду, «Крик», существует в 4-х цветовых вариантах. В Россию привезли «Крик» в голубых и зеленых тонах. Возле него, памятуя опыт предыдущей выставки, в том же пространстве, Куинджи, постоянно дежурит охранник, в задачу которого входит прежде всего не давать прочесть описание картины, мелким шрифтом написанное справа. Чтобы не нервировать человека, мы приводим надпись здесь.


Самым поразительным для меня стала не только тотальная мрачность выбранных тем «Автопортрет в аду» «Больной ребенок», «Ревность», «Вампиры», «Одиночество» сколько его непревзойденные по мастерству гравюры, их можно рассматривать часами. Они безусловно повлияли на всю современную графику и принт.
Эдвард Мунк очень любил Достоевского, что многое объясняет, иллюстрировал Ибсена, переписывался с Дягилевым, все это также отражено на выставке.
Прожив долгую и не простую жизнь художник только в поздние годы обрел покой, уединившись в своем доме в Норвегии. Он увлекся фотографией и на выставке можно увидеть примеры первых селфи. Теперь же селфи побегут делать на фоне его работ новая поросль поклонников сумрачного мастера, втайне (я в этом уверена) очень любившего жизнь.
Выставка работает до 14.07.2019

Мария Чемберлен.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x