В городе Буденновске Ставропольского края в День Победы 9 мая 2021 года состоялся «военный парад» детских колясок. «Каждая из семей постаралась удивить зрителей, стилизовав коляски своих малышей под танки Т-34, самолеты, корабли», – информировала пресс-служба ставропольского правительства. Общество же реагирует на подобные мероприятия не так однозначно.
Может быть, не все знают, но «малышковые парады дошкольных войск» проходят в городах России с 2010 года. Их с удовольствием анонсируют чиновники местных администраций, взахлеб описывает местная пресса.
2014 год, город Конаково Тверской области:
«7 мая, накануне Дня Победы на центральной площади г. Конаково впервые прошел парад малышковых войск. В этом мероприятии участвовали команды всех детских дошкольных учреждений… Посмотреть на это замечательное зрелище пришли жители города… Идея проведения мероприятия принадлежит сотрудникам администрации г. Конаково и депутатам Совета депутатов г. Конаково, которые уделяют большое внимание патриотическому воспитанию детей с самого раннего возраста».
2015 год, Ростов-на-Дону:
«Парад «детских войск» в Ростове проходит уже шестой год подряд… За рулем «боевых» велосипедов и самокатов – ребята группы «Радостинка» детского сада № 192. Сопровождает торжественное действо военный оркестр штаба Южного военного округа. В акции приняли участие около 600 детей возрастом от 4 до 10 лет. Воспитанники детского сада № 20 представляют гвардейских разведчиков, детский сад «Теремок» – батальон охраны штаба, детский сад «Ласточка» – Воздушно-десантные войска, «Ладушка» – подводный флот России».
В 2019 году «парады дошкольных войск» прошли в Пятигорске, Чехове, Иванове, Ставрополе, в других городах.
И так до нынешних дней. Причем вовлечение детей в псевдопатриотическую кампанию приобретает уже одиозные, если не сказать – безумные формы. Буквально бурю возмущения вывали помещенные в Сети фотографии, где на школьном концерте малыши изображают… могилы советских воинов. Дети в форме солдат Красной Армии становятся на колени, упираясь головой в пол. Над собой поднимают «стелы» с именами погибших.
А компания по производству дорогих игрушек ручной работы накануне Дня Победы поместила в Инстаграме видеоролик с плюшевым зайкой, обряженным в советскую венную форму и с красными звездами на ушах.
Детям и такие «зайки», и «парады» обычно нравятся. Для них это игра. Однако по мнению психологов, последствия этой игры опасны, разрушительны: «Для ребенка форма – это милитаризация сознания, которая пропагандирует войну, говорит, что война – это круто».
Но ведь нравится и взрослым! Не только чиновникам и прочим функционерам – и некоторым родителям тоже. О чем они думают, глядя на строй детсадовцев с автоматами?
Читали эти родители, к примеру, книги писателя-фронтовика Виктора Астафьева – о том, как воевали наши отцы, деды? О том, что такое война…
«Днепровские плацдармы! Я был южнее Киева, на тех самых Букринских плацдармах… Так могли нас заставить переправляться и воевать только те, кому совершенно наплевать на чужую человеческую жизнь… Мы на другой стороне Днепра, на клочке земли, голодные, холодные, без табаку, патроны со счета, гранат нету, лопат нету, подыхали, съедаемые вшами, крысами, откуда-то массой хлынувшими в окопы…
Бездарные полководцы, разучившиеся ценить самую жизнь, сорили солдатами и досорились! Россия опустела, огромная страна взялась бурьяном…
Сколько потеряли народа в войну-то?.. Врага завалили трупами, утопили в русской крови…»
Не читали, наверное, этого родители, которые с удовольствием везут грудничков в колясках, оформленных под танки и самолеты. И наверняка не представляют они, что это такое – гореть в танке, в самолете, подбитом из РПГ или ПЗРК типа «Стингер».
А вот марширует отделение санитарок. Их родители не читали книгу лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо»?
Из рассказа Марии Терентьевны Дрейчук, старшего сержанта, санинструктора в батальоне морской пехоты:
«Бой тяжелый, раненых много, а рота прорвалась и быстро ушла вперед. Меня оставили в яме, большая яма от бомбы с тяжелыми ранеными. Они все брюшняки, один за одним умирают. Я оплакиваю каждого. У одного нога висела на штанине, а он кричит: «Перевяжи ногу!» Отрезала штанину, он просит: «Сестричка, положи мне ногу!..»
Из рассказа медсестры Марии Селиверстовны Божок:
«Самое невыносимое для меня были ампутации… Часто такие высокие ампутации делали, что отрежут ногу, и я ее еле держу, еле несу, чтобы положить в таз. Помню, что они очень тяжелые. Возьмешь тихонько, чтобы раненый не слышал, и несешь, как ребенка… Особенно, если высокая ампутация, далеко за колено. Я не могла привыкнуть. Я сны видела, что ногу несу…»
Не читали, не видели, не знают? В какой стране они живут? Раньше считалось, что народы СССР больше всех пострадали от Второй мировой войны. А сейчас – неуместные восторг и упоение. И все это вместе – как называется? Патриотизм? Милитаризм? Полное бездумье?
Хорошо, если просто бездумье. Но и за него, как показывает история, народы горько расплачивались.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.
Фото из открытых источников