КНЯЖЕСКИЙ КРЕСТ. Часть 10

К 800-летию святого благоверного князя Александра Невского

Историк Ю. Афанасьев, цитируя, в свою очередь, профессора истории А. Зимина, говорил в интервью «Общей газете» о «глубочайшем различии между галицкими и московскими князьями». Московских князей он характеризовал как «подлых и коварных коллаборационистов, которые, выступив на стороне татар, казнили и угнетали свой народ хуже, чем любые завоеватели».

Историк М. Сокольский в книге «Неверная память», противопоставляя Александру Невскому князя Даниила Галицкого, утверждал, что Александр Невский «жестоко исковеркал историческую судьбу» русского народа.

Даниил Галицкий, напомню, приняв католичество, был возведен Римским Папой в сан «Русского короля».

Будем судить по результатам. Посмотрим, что они, Александр и Даниил, оставили после себя.

Здесь надо сказать, что научное и общественно мнение безусловно складывалось под влиянием летописей. Но следует учитывать, что мы не имеем ни одного оригинала, ни одного подлинника, ни одной рукописи, современной событиям. Все летописи дошли до нас только в «списках», то есть – копиях, в основном, XVI — XVIII веков. Что там осталось от оригинала, а что прибавлено и изменено переписчиками в угоду «идеям» – разбирать и разбирать.

Пример – Лаврентьевская летопись, в которой, как доказал главный научный сотрудник Института русской литературы (ИРЛИ), лауреат государственной премии России профессор Г.М. Прохоров, были вырезаны и заменены три страницы, посвященные походу Батыя. О поздних вставках говорится и в анализе Лаврентьевской летописи, сделанном Л.Н. Гумилевым.

Не будем здесь разбирать, под влиянием чего сделаны вставки – это отдельная тема.

Как правило, летописи, повествующие о событиях домонгольского периода, скрупулезны в деталях, конкретны, полны имен, фактов. Вот как описывается штурм Киева смоленско-черниговско-половецкой ратью в 1203 году, за 37 лет до Батыя:

«Подолье взяша и пожгоша; ино Гору взяша и митрополью святую Софию разграбиша и Десятинную церковь разграбиша».

В двух строчках – четыре конкретных названия! А когда заходит речь о временах Орды — одни общие слова: «Много святых церквей предали они огню». Как в той же Лаврентьевской летописи говорится о штурме Москвы в 1238 году: «Церкви святыя огневи предаша, и манастыри вси и села пожгоша». Прям-таки целенаправленный поход ордынцев против православной церкви. Но – никакой конкретики: какие церкви, сколько церквей сожгли, сколько их было в Москве, в то время – небольшой крепости.

Если же вникать, выискивать, то… Я нашел в летописях только ТРИ церкви, пострадавшие во время Батыева похода и трехсотлетнего «ига». Но… Десятинную церковь в Киеве целенаправленно не разрушали. Она сама рухнула от большого скопления людей на хорах во время штурма города.

Церковь в Рязани выгорела изнутри.

Пострадал от пожара и храм Рождества Богородицы в Суздале. Однако уже на следующий год князь Ярослав упокоил мощи брата Юрия в этом храме.

ТРИ церкви, о которых говорится как о пострадавших — за 300 лет «ига»?

В городах Руси, бывших «под игом», и доныне сохранились:

Киевская земля — Успенский собор и Троицкая церковь в Киево-Печерской лавре, церковь Архангела Михаила в Выдубицком монастыре, собор Архангела Михаила в Михайловском Златоверхом монастыре, церковь Спаса на Берестове, церковь Успения, Церковь Кирилла Александрийского, церковь Василия Великого, Георгиевский (Успенский) собор, Софийский собор…

На Черниговской земле – Спасо-Преображенский собор, Борисоглебский собор, Ильинская церковь, Успенский собор Елецкого монастыря, Пятницкая церковь, Спасо-Преображенский монастырь в Новгороде-Северском…

Успенский собор Елецкого монастыря в Чернигове, 1097 год

На Владимирской земле — Успенский собор, Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша, Дмитриевский собор, храм Покрова на Нерли, собор в Боголюбове, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Александровский монастырь и собор Рождества Богородицы в Суздале, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Успенский собор в Ростове…

Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша, 1152 год, справа колокольня и церковь Стефана, XVII век

В Великом Новгороде – Софийский собор, церковь Входа в Иерусалим, церковь Михаила Архангела,  церковь Федора Стратилата, церковь Спаса на Нередице, церковь Петра и Павла, церковь Благовещенья, Николо-Дворищенский собор, церковь Параскевы Пятницы, церковь Успения, церковь Иоанна, церковь Ильи Пророка, Собор Рождества Богородицы, Георгиевский собор…

В Смоленске — церковь Петра и Павла, церковь Иоанна Богослова, церковь Михаила Архангела…

В Пскове — Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, собор Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря, Троицкий собор…

Я называю здесь, разумеется, не все памятники XI-XIII веков.

Успенский собор во Владимире, 1160 год
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, 1234 год

То, что построено в XIV-XV веках, во времена утвердившегося «ига», не упоминаю за неимением места. Однако про древние города, где они стоят до сих пор, в словарях и справочниках по-прежнему пишут: «Разрушен монголо-татарами».

А теперь посмотрим на древние славянские города Гомель, Житомир, Минск, Могилев, Львов, Луцк, Ровно, Ужгород, попавшие после Даниила Галицкого под власть Запада. Здесь нет ни одного православного храма XI, XII, XIII, XIV, XV и XVI веков. Римская церковь не признавала равенства религий, в отличие от Чингисхана.

После Александра Ярославича Невского, после его духовных и кровных наследников остались Владимирская и Московская Русь, из которых выросла могучая Россия. Вот она, перед нами.

А после Даниила Романовича Галицкого, уже через 85 лет после его смерти, Галицко-Волынская Русь была разделена между Польшей и Литвой (1349 год), а впоследствии полностью отошла к Польше. На пять веков. Причем, без сопротивления, практически без единого выстрела. То есть, после Даниила, уже через 85 лет после его смерти, канула в небытие Галицко-Волынская Русь. Не осталось ни государства, ни веры, ни древних церквей. Кто же более «исковеркан»?

Александр Невский и Дмитрий Донской причислены Русской православной церковью к лику святых. Церковь точно знала, что князья-воители, во всем опиравшиеся на «поганых татар», защищали прежде всего православную веру от католической экспансии Запада. Церковь точно знала, что «поганые татары» – это боевой щит православной веры в течение трех веков средневековья, трех веков становления Русского государства.

Однако союз Руси и Золотой Орды противостоял не только Западу, но и Востоку. К тому времени началось нашествие железных армий Тимура (Тамерлана), которые захватили, например, Елец – 400 километров к югу от Москвы. Вот они-то и несли с собой иго в подлинном, римском значении этого слова. Не дружина, не ополчение и не вольная конница, а невиданные в ту эпоху регулярные войска утверждали на завоеванных землях мусульманскую культуру, общинно-бытовое и государственное устройство на свой манер. От Тимура и закрывал Русь с Волги, с Востока, хан Тохтамыш. Вся его долгая и бурная жизнь после победы над Мамаем прошла в битвах с Тимуром и тимуридами. Золотая Орда в этой борьбе истощила последние силы и вступила в полосу заката.

После смерти Тохтамыша в Орде вновь началась смута. Но Московская Русь уже окрепла. Менее чем через век Золотая Орда распалась сама собой, и вассальная зависимость от нее отпала. А затем уже Русь заняла на этих огромных пространствах главенствующее положение.

Русский и американский историк Георгий Вернадский писал: «Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели единственную цель — сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа».

В спорах вокруг Александра Невского и Дмитрия Донского сошлись два навязанных и навязываемых обществу мифа. И оба построены на… неверных посылах, скажем так. Условные «патриоты-славянофилы» возвеличивают Александра Невского и Дмитрия Донского как государственных деятелей, но при этом умалчивают об их тесном содружестве с ханами Золотой Орды. А условные «либералы-западники» низвергают великих князей с пьедестала как раз за то, что они пошли на союз с Ордой. Ни условные «западники», ни условные «славянофилы» не признавали, не признают или же не понимали и не понимают очевидное – Александр и Дмитрий потому и великие, что пошли на союз с Ордой и благодаря этому сохранили, объединили, упрочили и возвеличили Русь.

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x