Вы здесь
Главная > #ЛЕГЕНДЫ > КНЯЖЕСКИЙ КРЕСТ. Часть 8

КНЯЖЕСКИЙ КРЕСТ. Часть 8

Мозаичная икона «Святой благоверный и великий князь Александр Невский», Храм Воскресения Христова в Петербурге

К 800-летию святого благоверного князя Александра Невского

Великая Степь от Дуная до пустыни Гоби была заселена кочевыми народами, исповедовавшими самые разные религии. В основном это были тюркоязычные племена, общий язык империи и Золотой Орды был тюркский («татарский»). Собственно, горстка монголов просто-напросто растворилась в половецком тюркоязычном море.

Обитатели Великой Степи до начала ХIV века, до насильственной исламизации, были язычниками-тенгрианцами, буддистами, мусульманами, христианами-несторианцами. К примеру, многочисленный казахский родоплеменной союз Керей ведет свое наименование от казахского слова «кереш» – «крест». Родовая тамга (знак, символ) – прямой крест. Это и христианский крест, и тенгрианский, наследие языческого тенгрианства, поклонения Солнцу, Небу. Один из древнейших степных символов Тенгри-Солнца, Тенгри-Неба – равносторонний крест в круге. Скорее всего, как обычно бывает, с течением веков произошло наложение и сращение.

Тенгри и тенгрианский крест
Тенгри и тенгрианский крест

Так или иначе, христианство несторианского толка было распространено среди кереев еще c V века, а с XI века почти все кереи были христианами. Они кочевали от Гоби до Крыма, оттуда – известная в царской России княжеская династия Крым-Султан-Гиреев (Кереев).

До начала XIV века Монгольская империя жила по Ясе Чингисхана, который предписал полную свободу вероисповедания, запретил отдавать предпочтение какой-либо одной религии. Например, три правителя Золотой Орды, последовательно занимавшие трон, придерживались разных конфессий: хан Батый был язычником, его сын Сартак – христианином-несторианцем, а его дядя хан Берке – мусульманином.

Однако есть основания полагать, что православие в Орде все-таки находилось на особом положении. В 1261 году Александр Невский вместе с ханом Берке (мусульманином) и внуком Батыя царевичем Менгу-Тимуром (язычником) открывают в Сарае, столице Золотой Орды, подворье православного епископа. Первым Сарайским епископом стал преподобный Митрофан, ему в подчинение была передана и древняя Переяславльская епархия. Естественно, складывались личные и общественные отношения. Например, фактический правитель Руси митрополит Московский и всея Руси Алексий дружил с ханом Джанибеком и его матерью, могущественной ханшей Тайдулой. С ее чудесным исцелением от слепоты связано основание Чудова монастыря в Московском Кремле, построенного святителем Алексием в 1365 году.

Митрополит Алексий исцеляет ханшу Тайдулу
Митрополит Алексий исцеляет ханшу Тайдулу

Каждый хан Золотой Орды, вступая во власть, издавал указ, подтверждая исключительные права Русской православной церкви.

Хан Менгу-Тимур: «На Руси да не дерзнет никто посрамлять церквей и обижать митрополитов и подчиненных ему архимандритов, протоиереев, иереев и прочих священнослужителей. Свободными от всех податей да будут их города, области, деревни, земли, охоты, ульи, луга, леса, огороды, сады, мельницы и молочные хозяйства. Все это принадлежит Богу и сами они Божьи».

Хан Узбек: «Все чины Православной Церкви и все монахи подлежат лишь суду православного митрополита, отнюдь не чиновников Орды и не княжескому суду. Тот, кто ограбит духовное лицо, должен заплатить ему втрое. Кто осмелится издеваться над Православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню – тот подлежит смерти без различия: русский он или монгол. Да чувствует себя русское духовенство свободными слугами Бога».

Впоследствии историк Н. М. Карамзин отмечал: «Ханы под смертною казнию запрещали своим подданным грабить, тревожить монастыри. Владения церковные, свободные от налогов Ордынских и Княжеских, благоденствовали. Одним из достопамятных следствий Татарского господства над Россиею было возвышение нашего Духовенства».

Предпочтение, отдаваемое православию, требует объяснения. С учетом исторических, политических обстоятельств, можно выстроить логическую цепь. Более чем вероятно, что ханы Золотой Орды воспринимали Русскую православную церковь как помощницу и союзницу в деле умиротворения, сохранения власти и порядка на Руси. Потому что в те времена иметь такую вассальную территорию, как Русь, значило иметь очень большие проблемы. Ведь Орда пришла на землю, постоянно кипящую междоусобными войнами.

Расстояние между Москвой и Рязанью – 200 километров. Это были 200 километров непримиримого, векового противостояния. Великий Владимирский князь Всеволод Большое Гнездо, дед Александра Невского, взял в плен рязанских князей и выколол им глаза, за то, что они пошли в поход на Москву и сожгли ее. Правда, сам Всеволод не хотел такой жестокой казни, он даже намеревался отпустить князей. Но народ суздальский возмутился и настоял на изуверстве. До такой степени суздальцы ненавидели рязанцев. Затем, в 1208 году, Всеволод пошел на Рязань и сжег ее дотла. Камня на камне не оставил.

Через восемь лет на Липицком поле близ Юрьева-Польского завершилась русская междоусобная война, которая длилась 4 года. Это была самая страшная битва в истории Средневековой Руси. В ней сошлись, с одной стороны, объединенные войска Владимира, Суздаля, Мурома, Переславля, Нижнего Новгорода, Торжка, Юрьева, а с другой – Новгорода, Пскова, Смоленска и Ростова Великого. Особое ожесточение ей придавало то, что оба лагеря возглавляли выступившие друг против друга родные братья – Константин и Юрий, сыновья Всеволода Большое Гнездо, дяди Александра Невского. Как гласит летопись, «убитых воинов Юрия и Ярослава не может вообразить человеческий ум». В одной из опубликованных бесед Л. Н. Гумилев с нескрываемым ужасом восклицал: «Столько не потеряли за время войн с монголами!»

В те времена, и даже через полтора века, уже после Куликова поля, в Северо-Восточной Руси редко кто называл себя русским, а назывались рязанцами и тверичами, белозерцами и новгородцами. Никто думать не думал, что живет в какой-то общей стране, поскольку таковой и не было.

Кстати, «орда» или «орта» у нас ассоциируется с разгулом дикой, чуть ли не стихийной, неуправляемой агрессивной силы. В дословном же переводе «орда» или «орта» – «центр», то есть как раз средоточие порядка, управления, власти. В расширенном понимании – «союз», «объединение». На языках тюркских народов СССР и РСФСР «Центральный Комитет КПСС» официально назывался «Орталык Комитет». Как говорится, центрее уже некуда. Слово «орта» в значении «союз» или «центр» и сейчас входит в названия многих организаций в тюркоязычных республиках, начиная от творческих союзов до финансовых – например, «Орталык банк РФ», то бишь Центральный банк РФ.

В Cредневековой Руси единственным объединяющим «центром» («ордой») была… Русская православная церковь. Современным языком говоря – единственная общефедеральная структура на тех пространствах, признанная так или иначе от Киева до Новгорода. Только православная вера и церковь были общим, объединяющим началом для обитателей русской ойкумены. Объединяющим духовно, и не только. При фактическом правлении митрополита Алексия (он был регентом при малолетнем князе Дмитрии, будущем Дмитрии Донском) Москва присоединила к себе Ростов, Галич, Владимир, заставила считаться со своей волей отчаянную Рязань, могучую Тверь, богатый Нижний Новгород, которые чаще были союзниками Литвы, лишь бы против Москвы. Владимирская Русь становилась Московской. Митрополит Алексий и великий князь Дмитрий Донской прежде всего всемерно укрепляли военно-политический союз с Золотой Ордой – союз, основанный Александром Невским.

«Могло пройти еще сто лет и более в Княжеских междоусобиях: чем заключились бы оные? Вероятно, погибелию нашего отечества: Литва, Польша, Венгрия, Швеция могли бы разделить оное; тогда мы утратили бы и государственное бытие, и Веру, которые спаслися Москвою; Москва же обязана своим величием Ханам». (Н. М. Карамзин. «История государства Российского».)

Таким образом, Александр Невский и Русская православная церковь в союзе Золотой Ордой создавали единое, централизованное Русское государство.

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

На главном фото – мозаичная икона «Святой благоверный и великий князь Александр Невский», Храм Воскресения Христова в Петербурге.

 

Читайте также: КНЯЖЕСКИЙ КРЕСТ. Часть 7

Добавить комментарий

Loading...
Top