Вы здесь
Главная > #ЛЕГЕНДЫ > КНЯЖЕСКИЙ КРЕСТ. Часть 4

КНЯЖЕСКИЙ КРЕСТ. Часть 4

К 800-летию святого благоверного князя Александра Невского

В предыдущем очерке мы рассказали об экспансии Римской католической церкви и стран Запада, о Крестовых походах против православия. И о том, что этот натиск был отражен при помощи ордынской конницы – благодаря союзу Руси и Золотой Орды.

Почему же тогда об этом громко и ясно не говорилось в курсе русской истории в предыдущие века? Почему умалчивали, позволяя тем самым построить теории о «предательстве» Александра Невского. Ведь Русская православная церковь знала правду. Но – молчала. Почему?

Потому что на Руси и в России с позднего Средневековья, особенно, со времен Петра Первого и фактически до наших дней была официально принята теория «татаро-монгольского ига». Опять же – почему? Ведь до XVIII века русские люди и не подозревали, что жили «под игом». Хотя бы потому, что не знали такого слова. «Иго» – слово латинское, из времен Римской империи. В Россию оно попало в конце XVII – начале XVIII века. И утвердилось в научном обороте, вошло в учебники, а через них – в народный обиход, в народное сознание.

Неприязнь, точнее – враждебность Запада к Орде понятна. Во-первых, в 1241 году монгольская армия, пройдя Русь, продолжая преследовать половецкую орду хана Котяна, вторглась в Европу и дошла до Адриатики. Но тут в Каракоруме умер великий каган Угэдей. Монголы обязаны были прекратить все военные действия вплоть до выборов нового правителя. И хан Батый повернул коней. Но память о себе ордынцы оставили надолго. Европа с ужасом осознала, как легко и быстро могла рухнуть под ударами неведомых ранее всадников.

Во-вторых, ордынская конница остановила Крестовый поход Римской церкви против Руси.

И, наконец, в-третьих – тайна о предательстве тамплиеров.

В истории христианства, в истории Крестовых походов до последних времен почти не упоминался Желтый крестовый поход 1256 – 1260 годов.

Хотя по законам Чингисхана все религии в империи были равны, тем не менее, христианство весьма почиталось. Многие подданные были христианами, христианками были жены каганов и ханов. Жена великого кагана Мункэ и жена его брата, руководителя крестового похода хана Хулагу, исповедовали несторианство. Несторианкой была и жена главного военачальника – нойона Китбуги.

Сам по себе факт Желтого крестового похода, скажем так, экзотический. Казалось бы, европейцы должны были «раскрутить» его на весь свет. Однако ж – молчание.

Секрет в том, что рыцари-крестоносцы, орден тамплиеров, в 1260 году практически выступили на стороне сарацинов.

Эта трагедия веры и торжество предательства еще ждут своего историка.

Поход, как свойственно монгольским военным начинаниям, организовали и провели блестяще. Мусульманские твердыни рушились одна за другой. Пал Багдадский халифат – центр военной и религиозной мощи мусульманского Востока. А дворец халифа ордынцы отдали под резиденцию православного патриарха Востока.

Штурм Багдада

В Европе хана Хулагу сравнивали с императором Константином Великим, который сделал христианство официальной религией Римской империи и построил храм Гроба Господня в Иерусалиме. В храмах Европы в честь хана Хулагу служили мессы.

Но в самой Палестине командоры и магистры рыцарских орденов встретили ордынцев с нескрываемой враждебностью. Компанию вражды возглавили тамплиеры – самый мощный рыцарский орден в Палестине и в Европе.

Почему? Да потому, что крестоносцы жили в Палестине распрекрасно. Деньги из Европы поступали регулярно (за идею, за войну надо платить). Орденские рыцари в Палестине были сами себе хозяева. Вдали от власти Папы Римского, вдали от королей, командоры и магистры претендовали чуть ли не на равенство с монархами. Но если ордынцы завоюют Иерусалим, сюда придет Церковь, власть Папы Римского, придет королевская власть – и тогда тамплиеры и другие крестоносцы низведутся в разряд простых рыцарей.

И потому европейские крестоносцы не провели в поддержку ордынцев-крестоносцев ни одной военной операции. Более того, на совете орденов в Аккре, главной крепости тамплиеров, обсуждалось совместное с мамелюками-сарацинами военное выступление против монгольской армии.

Оно не состоялось, потому что воспротивился магистр Тевтонского ордена. И тогда тамплиеры решили просто поддержать мамелюков продовольствием и фуражом. Что в тех условиях было не менее важно, чем вооруженное участие. Заклятые враги – сарацины и тамплиеры – мирно соседствовали под стенами Аккры и ходили в гости друг к другу. Армия сарацинов отдыхала, их кони набирались сил после перехода через пустыню.

А ордынские кони пришли к решающей битве под Айн-Джалутой изнуренными. Что и решило исход сражения.

На общем исходе Желтого крестового похода, безусловно, сказалось то, что в 1260 году умер великий каган Мункэ. Следуя законам империи, хан Хулагу с основной армией отправился назад – в Египте остался лишь корпус под командованием нойона Китбуги. Его сил оказалось недостаточно.

На том Желтый крестовый поход закончился.

В Европе позорное неучастие орденских рыцарей в общей, казалось бы, войне за веру, а более всего, конечно, предательство тамплиеров потрясло и Ватикан, и королевские дворы. Но вслух о нем не объявили. Скандал подорвал бы основы европейской политики, основы борьбы за христианство. Получалось, не только предана сама идея войны за Гроб Господень, но и полтора века Европа платила деньги рыцарям ни за что ни про что.

Нельзя было допустить огласки. И ее не допустили.

Но любая утайка правды – ловушка. Европа в нее и угодила. Тамплиеры на всех углах начали кричать, что монголы – это варвары, это угроза Европе, это такие исчадия ада, что с ними нельзя иметь никаких дел. И никто им не возразил.

Впоследствии французский король Филипп IV и Ватикан разгромили орден тамплиеров и казнили их вождей именем святой инквизиции.

Казнь тамплиеров

Обвинения до сих пор туманны, например – идолопоклонство. Вполне возможно, что одним из поводов (или даже главным, но утаенным поводом) было предательство, помощь мамелюкам-мусульманам. Однако на суде о нем не было сказано ни слова.

Разгромленные тамплиеры пуще прежнего продолжали твердить о своем служении христианскому делу, о богомерзких монголах и богомерзком короле Филиппе. И снова никто и слова против не сказал.

Те, кто знал, молчали. Потому что правда обернулась бы публичным позором Европы и католической церкви.

Да к тому времени и те немногие, знающие правду, просто-напросто вымерли.

А когда царь Петр открыл для России «окно в Европу», тамплиерская ложь проникла в Россию и завладела умами. Ведь все научные институты России создавались под влиянием европейских ученых. Все великие русские историки (Соловьев – год рождения 1812, Костомаров – 1817, Иловайский – 1832, Ключевский – 1841) учились и воспитывались под влиянием европейской исторической школы. Как писал востоковед академик Бартольд: «Русские ученые следуют большею частью по стопам европейских и большей же частью принимают взгляды, установившиеся на Западе». Русская историческая наука, сформировавшаяся в XVIII – XX веках, проникнута одной идеей: монголы – варвары, а Европа – свет.

Так и получилось, что Россия всячески стала хулить монголов и Золотую Орду, которые помогли Руси защитить православную веру и государственность от католической экспансии. Увы, так часто бывает в истории. Особенно когда поют с чужого голоса. Потому и Соловьев, и Ключевский, говоря об Александре Невском, обходятся минимумом слов. Правда, отзываются в самых превосходных степенях. Например, так: «Только образ Александра Невского несколько прикрывал ужас одичания и братского озлобления…» Речь о княжеских междуусобицах. Или так: «Племя Всеволода Большое Гнездо не блистало избытком выдающихся талантов, за исключением Александра Невского…»

Но в чем проявился выдающийся талант Александра Невского, в каких деяниях, чем он так выделялся среди «ужаса» и «одичания»? Об этом – мельком, вскользь.

Или другой пример, поразительный. Во втором томе «Курса русской истории» Ключевского, занимающем 398 страниц, Куликовской битве посвящены 2 (две) фразы.

Ведь если писать подробно, так или иначе вскроются факты, которые никак не укладываются в теорию «ига».

Сергей Баймухаметов.

 

Читайте также: КНЯЖЕСКИЙ КРЕСТ. Часть 3

One thought on “КНЯЖЕСКИЙ КРЕСТ. Часть 4

Добавить комментарий

Loading...
Top