ВЛАДИМИР ЖИРИНОВСКИЙ ПРОТИВ БЛЕЗА ПАСКАЛЯ

Конечно, противопоставление высказываний Владимира Жириновского и Блеза Паскаля не совсем корректно с логической точки зрения. Потому что они говорили о разном… Однако и то, и другое, имеет прямое отношение к нам.

По последним данным социологов, 22% россиян желают уехать за границу на постоянное место жительства. То есть больше, чем каждый пятый взрослый гражданин. Если брать молодежь в возрасте 18 – 24 лет – каждый второй. А среди россиян самого творчески активного и продуктивного возраста, 25 – 39 лет, хотят эмигрировать 33% опрошенных. Каждый третий.

За месяц до оглашения результатов соцопроса состоялось общее собрание членов Российской академии наук. Главный ученый секретарь, академик Николай Долгушкин докладывал, что в 1990 году Россия занимала первое место в мире по числу ученых, но с тех пор их количество снизилось с 992 тысяч до 348 тысяч. С 2012 года число уезжающих из России ученых и специалистов высокой квалификации выросло в пять раз. По данным Высшей школы экономики, 60 – 75% перспективных молодых ученых ежегодно уезжают за рубеж для продолжения научной карьеры, причем в передовых областях естественных и технических наук – до 80%.

Каждый раз, когда заходит речь об «утечке умов» из России, вспоминается известное высказывание Блеза Паскаля – философа, писателя, математика, физика, механика, последнего титана эпохи позднего Возрождения во Франции: «Если Францию покинут триста ученых, она станет страной идиотов».

Россия, конечно, не Франция XVII века. Но… 30 лет назад, в 1991 году, мы с профессором Анатолием Блохиным и профессором Ардалионом Мальцевым из знаменитого Уральского политехнического института, ныне – Политехнический университет, говорили о том, как вдруг неожиданно и страшно все рухнуло в сфере образования, науки. Престиж науки в СССР поддерживался материально. Аспирантская стипендия в 80 – 100 рублей при средней зарплате по стране в 120 – 150 рублей – это были деньги, на которые можно прожить аспирантские три года. А там – защита, преподавательская ставка, прибавка за ученую степень. Зарплата доцента была в 2 раза выше жалованья среднестатистического чиновника, профессорская – в 3 – 4 раза, академика – в 6 – 8 раз.

И тогда Ардалион Мальцев сказал: «Страна, в которой зарплата водителя автобуса выше зарплаты профессора, не имеет будущего!».

Но не все решали только деньги. Тогда же Блохин и Мальцев рассказывали, что в некогда закрытых (атомная энергетика, военно-промышленный комплекс) для иностранцев городах Урала и Сибири появились гости из стран Юго-Восточной Азии. Приглашают ученых, специалистов, обрисовывают перспективы, договоры с гарантией. Блохин и Мальцев предсказывали, как наши, избавившись от пригибающих ум и душу финансово-бытовых забот, получив простор для творчества, рванут там фонтанами идей! Во славу и на процветание сингапурских, тайваньских, южнокорейских концернов. Будут не только отрабатывать большие деньги – у человека есть неодолимая потребность реализовать себя как можно полнее.

Сейчас мы видим азиатских «тигров» на просторах мировой экономики. Сколько в том заслуги наших специалистов?

Через 15 лет после того разговора в Уральском политехе, в 2005 году, я читал лекцию по истории Средневековой Руси в Объединенном институте ядерной физики в Дубне. Затем была прогулка по уникальному наукограду, и один из основоположников всемирно известного ядерного центра, Игорь Николаевич Семенюшкин, с грустью говорил: «Молодежь ждет западных грантов и вызова на Запад…»

Уезжали и уезжают из легендарной Дубны!

Прошло еще 15 лет.

За 30 лет после распада СССР многое можно было сделать. О том, что сделано и не сделано, можно судить по рейтингу конкурентоспособности ведущих экономик мира на 2021 год, составленному Центром по изучению мировой конкурентоспособности Международного института развития менеджмента (Лозанна, Швейцария). Среди постсоветских республик лучший результат у Казахстана, 30 лет назад бывшего военным полигоном, сырьевым и военно-промышленным придатком СССР – 35-е место.

Россия – на 45-м месте из 64, рядом с Чили.

На ежегодной Апрельской конференции Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» было сказано: наша страна находится на «принципиальной развилке» и рискует «отстать навсегда» от стран, развивающих передовые научно-производственные технологии.

При этом Россия занимает пятое место в мире по количеству долларовых миллиардеров. Пятьсот наших сограждан владеют 40% всех финансовых активов страны, население которой составляет 146 миллионов человек. Первые в мире по этому показателю. Как пишет профессор экономики Александр Бузгалин, «половина работающих в России получает меньше 30 с небольшим тысяч рублей (медианная зарплата). А жизнь на 30 тысяч и меньше – это бедность. Более 20 миллионов находятся в состоянии нищеты, получая меньше 12000 – 15000 рублей».

Ни для кого не секрет, что экономика России держится на природных богатствах – лес, золото, платина, полиметаллы, нефть, газ… И пока они есть, власти, похоже, не очень-то беспокоятся об интеллектуальном потенциале – главном богатстве любой страны.

Когда журналисты спросили кремлевского пресс-секретаря, что думают в Кремле по поводу доклада Академии наук о том, что с 2012 года число уезжающих из России ученых и специалистов высокой квалификации выросло в пять раз, тот ответил: «Справедливости ради нужно напомнить, что какие-то ученые уезжают, какие-то возвращаются. Это такой двусторонний процесс, он абсолютно нормальный, и ничего трагичного в этой ситуации нет».

При том в верхах есть деятели, открыто поддерживающие кризис науки и образования в России. Например, лидер ЛДПР, депутат Владимир Жириновский, находящийся у вершин государственной власти вот уже более 30 лет, еще в 2012 году с трибуны Государственной Думы при обсуждении двух законопроектов об образовании предостерегал депутатов:

«Неужели вы не можете понять, что чем больше высокообразованной молодежи, и все поколение, если будет образованным, они будут свергать власть каждые десять лет?.. Надо сдерживать образование, если мы хотим стабильности… Если мы раскрутим образование, вы сами себя обречете на уничтожение… Этот вывод (о необходимости сдерживать образование) тянет на звание академика, потому что этот вывод никто так не формулировал, тем более на трибуне высшего органа госвласти. Поэтому все делал правильно Николай Первый: на каторгу декабристов, очень были образованные офицеры русской армии. Если бы тогда началась перестройка, все – русской империи бы не было».

Каторги для образованных, для ученых в современной России пока еще нет. Но можно уехать из страны. Это, как видим, некоторым образом даже приветствуется. И потому вернемся к словам Блеза Паскаля и сопоставим с предостережением государственного деятеля, депутата Госдумы, лидера ЛДПР Владимира Жириновского.

Паскаль тревожился о будущем страны, имея в виду ее интеллектуальный потенциал.

Жириновский – о стабильности существующей системы государственной власти, считая, что образованные люди представляют для нее опасность.

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.

На снимке: Блез Паскаль за рабочим столом. Гравюра Джорджа Бейна.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x