Осторожно: бары закрываются

Я долго думала, какую оригинальную подводку сделать к этому материалу. А потом поняла, что на фоне того информационного цунами, которое обрушилось сейчас на каждого москвича, посещающего рестораны или работающего в них, любая вымученная мысль просто утонет в волнах инфоповодов.

Пошла вторая неделя, как мы живем с QR-кодами версии «2.0». Они не контролируют наши передвижения, но сильно ограничивают выбор досуга. И пока общество подстраивается к жизни по новым правилам, я пообщалась с людьми, кого эти правила коснулись в первую очередь.

В прошедшую неделю сообщения в чатах ресторанного сообщества, как ни избито это звучит, напоминали сводки с фронтов. Каждая новость с заседаний мэрии и правительства, каждый новый подписанный документ подробно осуждался, обрастал комментариями и пояснениями. Рестораторы перестраивали работу, перераспределяли ресурсы и бюджеты. Одновременно с этим заработал чат «Закрытия ресторанов», где, ко всеобщему сожалению, новые сообщения о прекращении работы все новых ресторанов, кафе и баров появляются несколько раз в день.

С Виктором Куринным, совладельцем нашумевшего уже заведения «Пи здесь», мы собирались встретиться для совсем другого материала. Однако, пока мы собирались, тема разговора сменилась сама собой.

– Мы закрылись на весь июль, – говорит Виктор. – К счастью, удалось договориться с собственником помещения на скидку по аренде, и сейчас мы делаем и доделываем заведение внутри, меняем то, что задумали еще в процессе работы. А работать сейчас в принципе не выгодно. Я по факту должен заплатить ребятам за работу больше, чем размер выручки, который мы имеем сейчас за день. У нас есть общий чат по Басманному району, в нем состоят, наверное, все владельцы ресторанного бизнеса, расположенного в районе. И все говорят, что падение выручки за эти дни составило 80 – 85, даже 90 процентов. И месяцы летние, когда все зарабатывали деньги, сейчас мы думаем, как не умереть и не закрыться. А закрывается большое количество заведений. До конца июля, думаю,  закроется еще 10 – 15 процентов каких-то мелких ребят, у которых нет подушки безопасности. Всем очень тяжело. Понятно, что сделано это не для того, чтобы уничтожить малый бизнес. Просто выбранные меры кажутся, мягко говоря, странными. Понятно, что закрытие того же метро могло бы привести даже к народным волнениям, а так… и людям сделали больно, и рестораторов, уже привыкших к испытаниям, снова поставили в ситуацию, когда нужно перетерпеть, перезакрыться, переоткрыться, что-то, в общем, придумать. На фоне всего этого нам уже очевидно, что информационная война за вакцинацию проиграна всухую. Ценность вакцинации была создана неверно, это ясно. Все, что у нас спускается сверху, уже давно воспринимается как что-то плохое. Понятно, что это часть нашего менталитета, но… Думаю, изначально нужен был другой подход к этому.

С корреспондентом «Комсомольской правды» Алисой Титко я дружу уже не первый год. Алиса, в первую очередь, освещает жизнь города, а недавно еще одним профилем работы выбрала ресторанный бизнес. Всю прошедшую неделю я как пиарщик одного из столичных заведений давала ей комментарии о нашей работе. А теперь решила поменяться ролями.

– Алиса, ты ежедневно собирала данные по ресторанам. Заметила, как менялось настроение у людей? Сменялся ли, например, шок на боевой настрой, или ты видела, как у людей опускались руки и они сдавались?

– Рестораторы говорят, что летний сезон в принципе не очень прибыльный период, так как горожане уезжают на дачи, кто-то в отпуск, а сейчас посетителей и вовсе единицы. Владельцы ресторанов считают, что у них стерильно и значительная часть сотрудников сделали прививку, еще часть делают ПЦР-тесты – то есть условия для работы безопасные. Бояться, по их мнению, нечего. Но реальность другая – мы это видим. Клиентов ждут, придумывают разные бонусы – кто-то скидки за ПЦР-тест, кто-то арбуз дает в подарок, кто-то пирожное. Лишь некоторые рестораторы чувствуют себя более-менее, у кого есть веранды. Но это лишь 25% от общего количества заведений в городе. И то, как мы понимаем, у кого-то 20 столов, а у кого-то два. Рестораторы ждут продления работы веранд без QR-кодов до сентября – октября и снятия всех ограничений по достижении 60% вакцинированных.

– Ты все же еще и городской корреспондент и видишь, как сейчас модно говорить, «среднюю температуру по больнице». Как тебе видится ситуация со стороны горожан? Очевидно, что и без того расколотое общество сейчас поделилось еще и на тех, кто возненавидел рестораторов на введенные меры, а также тех, кто невозможность пойти в кафе воспринял как личную обиду.

– Часть москвичей не понимают, почему QR-коды ввели только в ресторанах и кафе, еще часть имеют QR-коды, но не идут в заведения, потому что кодов нет у их друзей, а одному идти как-то нет надобности. Обсуждают, что сейчас сезон свадеб и вечеринок, которые люди планировали именно на лето, но провести из-за ограничений не смогут, так как не все гости имеют QR-коды и ПЦР-тесты.

– Когда все это кончится, как считаешь?

– Думаю, что открыться рестораны в привычном формате смогут только тогда, когда в Москве привьются хотя бы первым компонентом 60% горожан и снизится количество заболевших. Хочется верить, что продлят работу веранд без QR-кодов, потому что, пока лето и теплые дни, хочется обедать и ужинать на свежем воздухе.

Ирина РОЗОВА.

Добавить комментарий