Планетарная катастрофа может возникнуть и разрастись из частного случая, когда решения принимают не главы государств, а обычные военнослужащие. В накаленной атмосфере достаточно одной искры… Хотя, как писал известный советский поэт, в мире «сотни министерств обороны – и ни одного министерства нападения».
Широкий резонанс получил недавний инцидент в Черном море, когда российский пограничный корабль открыл предупредительный огонь, а российский военный самолет сбросил четыре фугасные бомбы по курсу британского эсминца Defender, вынудив его выйти из российских территориальных вод. Ситуация сложная. Англичане не признают присоединение Крыма к России и считают эти воды украинскими. Отсюда и конфликт.
Менее известен другой случай, происшедший на следующий же день, 24 июня. Министерство обороны Нидерландов сообщило о нем через пять дней, 29 июня: «Российские боевые самолеты выполняли имитацию атаки на фрегат Evertsen военно-морских сил Королевства, пролетая низко и близко. Самолеты были вооружены бомбами и ракетами. Полеты продолжались с 15.30 до 20.30 (время – московское). Произошли перебои с электронным оборудованием фрегата. Evertsen шел в открытом море в международных водах. Нет оправдания такому виду агрессивных действий, которые увеличивают вероятность несчастных случаев».
Российские внешнеполитическое и военное ведомства, отвечая на заявление голландцев, не отрицают, что корабль был в международных водах, но утверждают, что самолеты летали на безопасном расстоянии.
Нечто подобное уже было пять лет назад. Тогда российские бомбардировщики Су-24 пролетели над американским ракетным эсминцем «Дональд Кук» на высоте менее 30 метров. Некоторые отечественные СМИ торжествовали: «Ракетный эсминец США «Дональд Кук» стал посмешищем в глазах российских граждан»… «Морская авиация Балтийского флота не первый раз демонстрирует находчивость и военное остроумие. Прошлым летом во время учений на Балтике офицеры написали маркерами на учебных авиабомбах «На Берлин!» и «За Сталина!» Эффект превзошел все ожидания». РИА «Новости» дало информацию под названием «Пролет нормальный» – с карикатурой.
А теперь представим, что у кого-то из голландских моряков сдают нервы, и он сбивает российский самолет из зенитно-ракетного комплекса. Командир второго нашего истребителя, видя гибель товарищей, обрушивает на голландский фрегат всю мощь бомб и ракет, посылая в эфир сигнал боевой тревоги. Такой же сигнал посылает голландский фрегат на все корабли НАТО – в Черном море как раз в тот момент проходили военные учения вооруженных сил Североатлантического блока. И что? Третья мировая война – вот что… Первая большая кровь смывает все границы разума. Никто уже не сможет остановиться.
Из истории известно: глобальные конфликты возникали и по более мелким поводам. И потому особое значение имеет общественная атмосфера. Как сдерживающий, или, наоборот, провоцирующий фактор. После инцидента с британским эсминцем депутат Госдумы Владимир Жириновский громко говорил в программе «60 минут» Российского телевидения:
«Нам надо в следующий раз не предупреждать, а уничтожать на дальних подступах! Это последний вздох дряхлого британского льва, и с ним будет покончено. Не надо нас пугать Третьей мировой войной! Никогда Запад и НАТО не будут воевать с Россией! Мы можем Лондон разбомбить! Мы можем весь британский флот затопить, если он сунется к берегам Крыма, и ничего нам не будет! Они сытые, довольные, а воюют голодные!».
Не менее эмоционален был и вице-председатель Госдумы Петр Толстой:
«Стрелять на поражение, давать по зубам! Еще раз зайдут – потопим! У них дряхлый лев, а у нас молодой медведь!»
Возможно, какой-нибудь лев там и дряхлый. Но столь высокие государственные деятели обязаны знать, что Великобритания – член сильнейшего в мире военного объединения, и по договору, агрессия против одной страны-члена НАТО считается агрессией против всего блока.
Разделяют ли россияне настроения воинственных депутатов? Боятся ли развязывания Третьей мировой войны? Вроде бы странный вопрос, если не сказать – нелепый, потому что вроде бы в гены заложено, вроде бы это наша вечная молитва: «Только б не было войны…»
Свежих социологических опросов нет. В 2018 году 16% россиян имели «большие опасения», что военный конфликт в Сирии может перерасти в Третью мировую войну, 41% заявили, что у них есть «некоторые опасения», 38% респондентов не испытывали «особых опасений» либо вообще не верили в такую возможность. В то же время 50% россиян поддерживали наши военные действия в Сирии.
В октябре 2016 года один из кораблей НАТО вошел в международные воды Черного моря. Наши военные самолеты пролетели в опасной близости от него. Но когда на заседании правительства некоторые участники стали говорить, что «американцы заслужили это», президент Путин резко их оборвал: «Вы что, с ума сошли?»
После этого СМИ опубликовали комментарии с заголовками: «Владимир Путин заявил о недопустимости провокаций в адрес НАТО», «Владимир Путин крайне негативно отреагировал на провокационные действия российской армии», «СМИ рассказали о реакции Путина на провокацию Минобороны РФ в адрес НАТО».
Через два года, в 2018-м, в ходе заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай», отвечая на вопрос о готовности России применить ядерное оружие, президент Путин сказал:
«Наша концепция – это ответ на встречный удар. Агрессор должен знать: возмездие неизбежно, все равно он будет уничтожен. Мы – как жертва агрессии, как мученики, попадем в рай, а они просто сдохнут, потому что они даже раскаяться не успеют».
Прошло еще три года. 30 июня 2021-го, в ходе Прямой линии президента Путина спросили в связи с инцидентом с британским эсминцем: «Не кажется ли Вам, что мир в этот момент стоял на пороге ни много ни мало – Третьей мировой?»
Путин ответил: «Нет, мне так не кажется….. Даже если бы мы потопили этот корабль, все равно трудно было бы представить, что мир встал бы на грань Третьей мировой войны, потому что те, кто это делает, знают, что они не могут выйти победителями из этой войны. Это очень важная вещь».
Да, в мире сотни министерств обороны – и ни одного министерства нападения…
Рай после гибели в ядерной войне – утешение? Слабое, честно говоря…
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.
На снимке: голландский фрегат Evertsen.
Фото из открытых источников