Что такое IPO и стоит ли в нем участвовать

Сегодня поговорим о том, что это за зверь такой — IPO, надо ли его кормить или резать (вспомним про лосей, о которых рассказывали на прошлой неделе), и почему об этом стоит задуматься именно сейчас.

IPO или ай-пи-о — это аббревиатура английских слов Initial Public Offering, первая публичная продажа ценных бумаг. Если переводить совсем-совсем дословно, то получится «инициация публичного предложения».

Представьте. Есть компания. На бирже ее акций не нет, никто ими не торгует. И вот акционеры компании собираются и решают отдать некоторый процент своих акций посторонним людям — так называемым миноритарным инвесторам — чтобы те могли их покупать и продавать.

Если человек согласен рискнуть и первым получить в портфель новые акции, то он сообщает своему брокеру о таком желании. На его счет зачисляются акции по цене, установленной компанией. А затем в день X и час Y на эти бумаги открываются торги. И вот тут-то цена может рвануть — как вверх, так и вниз.

Биржа выходит на биржу

Итак, 9 ноября стартовало IPO на акции ПАО «СПБ Биржи» — биржи Санкт-Петербурга. Минимальная сумма инвестиций — 200 долларов. Брокеры принимают заявки до 15:00 18 ноября, однако компания может в любой момент закрыть книгу заявок — если все предложенные акции будут выбраны раньше срока. А 19 ноября в списке доступных для торгов акций появится новый тикер — SPBE. И понесется!..

Выход Санкт-Петербургской биржи на биржу — это одно из самых ожидаемых и самых значимых событий этой осени. И не только из-за рекурсивности данного действия. Просто любое IPO – это всегда ажиотаж, и чем крупнее, чем значимей компания, тем оно ажиотажней. Между тем в первом полугодии 2021 года годовая выручка «СПБ Биржи» увеличилась на 248 процентов — компания заработала 3 млрд рублей. Результаты второго полугодия могут быть ещё лучше, ведь количество инвесторов и сделок растёт. По прогнозу, рост по итогам года может составить 57 процентов — до 8 млрд рублей.

На «СПБ Бирже» сейчас зарегистрировано более 12 миллионов брокерских счетов, здесь торгуются свыше 1800 наименований ценных бумаг. В 2020 году объем торгов составил 36,2 триллиона рублей. Биржа обеспечивает для трейдеров доступ к торговым площадкам NYSE (Нью-Йоркская фондовая биржа), NASDAQ, XETRA, CBOE, London Stock Exchange, OTS Market.

В ходе IPO «СПБ Биржа» собирается разместить 14,3 миллиона акций — 12,5% своего капитала.

Стоит участвовать или нет?

Вопрос непростой: имеет смысл подавать сейчас заявку и участвовать в IPO или подождать?

Тут надо сказать, что IPO – это всегда риск. Вот буквально недавний пример: 5 ноября стартовали торги акциями ЦИАН — крупнейшего в России сервиса по поиску недвижимости. Акции были размещены одновременно на Нью-Йоркской и Московской биржах. И что же? В первый день торгов они взлетели на 13 процентов, а потом упали. В пятницу, 12 ноября, на Московской бирже акции торговались за 1120 рублей, при том, что старт был с 1269 рублей. На Нью-Йоркской бирже акции упали с 16 до 7,5 доллара.

При этом чистая выручка от IPO составила 55,7 млн долларов. Как написал один из трейдеров: «ЦИАН — как обкэшиться об лохов». Известно, что больше половины этой суммы будет направлено на поощрение топ-менеджеров.

А вот другие примеры за 2021 год. «Ренессанс Страхование» — IPO 21 октября, потеряли 10%. Softline – IPO 1 ноября, потеряли 12%.

Впрочем, есть и обратный пример. «Светофор Групп» сделал IPO в середине января 2021 года, за первый месяц акции выросли в цене с 70 рублей до 120. Правда, сейчас они сильно упали, но все равно остаются на уровне выше, чем в день IPO.

То есть IPO – это практически всегда пузырь. Оно затевается для того, чтобы компания получила деньги. Много денег. Разумеется, денег хочется больше, а количество акций, которое можно без особых рисков разместить на бирже, ограничено. Ведь если кто-нибудь напряжется и соберет в своих руках 10 процентов акций, то он уже сможет потребовать провести ревизию, а если 25 процентов — это уже блокирующий пакет, позволяющий накладывать вето на решения общего собрания акционеров. Выход один — поднимать цену на акцию. Кроме того, компаниям, как и людям, свойственно завышать свою значимость и переоценивать свои возможности.

Плюсы и минусы

Для компании выход на IPO – это множество плюсов. Во-первых, это привлечение дополнительного капитала. Во-вторых, акции превращаются в ликвидный платежный инструмент: ими можно погашать кредиты, выплачивать бонусы сотрудникам, использовать в сделках с партнерами. В-третьих, у компании улучшается репутация, а СМИ многократно о ней упоминают. В-четвертых, компанию теперь оценивает рынок, а это значит, что ее не так-то просто будет недружественно поглотить — что иногда практикуется среди акул бизнеса. В-пятых, повышается эффективность компании, отчетность становится более открытой — ведь все это необходимо для того, чтобы выйти на биржу и уж тем более, чтобы на ней удержаться.

Однако рисков тоже немало. Один из них заключается в том, что для выхода на биржу требуется долгая и тщательная подготовка, которая занимает до 9 месяцев. Это довольно большой срок, за который может случиться всякое — как в самой компании, так и на мировом рынке. Иногда бывает так, что компания начинает готовиться к IPO в очень благоприятных для себя условиях, но в итоге выходит на совершенно недружественный рынок.

Впрочем, свои деньги она в любом случае получит. А вот стоит ли участвовать в этом обычным трейдерам – большой вопрос.

IPO или pre-IPO?

Да, есть и такое — пред-первое публичное предложение. Сразу понятно, кто изобрел биржу: англичане с их плюсквамперфектом! Pre-IPO – это когда акции можно купить напрямую у акционеров еще до того, как IPO было объявлено. Разумеется, это сложно: надо искать на них выход через своего брокера или через венчурные фонды. Надо найти акционера, который согласится акции продать, договориться с ним. И в итоге есть еще риск того, что компания на биржу так и не выйдет.

Кстати, некоторые акционеры «СПБ Биржи» таки продали часть своих акций еще в сентябре, когда стало ясно, что IPO обязательно будет. И это — звоночек. Это означает, что ключевые акционеры компании решили зафиксировать прибыль сейчас, когда все очень хорошо, прямо-таки радужно.

Чтобы окончательно вас запутать, добавим, что в апреле 2022 года «СПБ Биржа» собирается провести IPO на американской бирже NASDAQ. Как правило, после этого акции сильно взлетают в цене.

Другие новости

Разумеется, основной фокус внимания сейчас направлен на биржу, которая собралась на биржу. Однако в финансовом мире происходят и другие события.

Так, компания Pfizer сообщила о разработке таблетки против Covid-19; лекарства прошло уже два этапа испытаний. В Pfizer заявили, что таблетка на 89% сокращает риски госпитализации и смерти после заражения. Таблетки как таковой еще нет, а вот котировки компании уже выросли.

Разумеется, конкуренты Pfizerа просели. В пятницу котировки Moderna потеряли 16,6%, MerckCo. — 10%, CanSino Biologics — 17,2%, Wuxi Biologics Cayman — 8,64%.

На прошлых выходных в Соединенных Штатах был принят план по развитию инфраструктуры. На него предполагается потратить 1,2 триллиона долларов. На экологичный транспорт предполагается потратить 15 миллиардов долларов, на доступный интернет — 39 миллиардов, 165 — миллиардов на дороги, мосты и водоснабжение, 73 — миллиарда на восстановление и улучшение линий электропередач. Соответственно, компании, которые получат эти заказы, окажутся в большом выигрыше. Например, это может быть Jacobs Engineering, которая строит в том числе системы водоснабжения, Vulcan Materials — поставщик щебня и гравия,  Freeport-McMoRan — производитель меди, которая потребуется для линий электропередач, интернет-провайдеры AT&T или Comcast, а также ChargePoint, который занимается инфраструктурой для электрокаров.

Удачной вам недели и помните: аналитики не несут ответственности за то, что вы делаете со своими деньгами.

Яна МАЕВСКАЯ.