На Симоновской сцене Театра им. Евг. Вахтангова состоялась премьера спектакля «Попрыгунья» по рассказу А. П. Чехова. Поставил его Айдар Заббаров, вместе с художником Булатом Ибрагимовым продолжая традицию именно этой сцены, где молодые режиссеры интерпретируют классические произведения, переводя их на театральный язык.
Чехов выбран не случайно, ведь театр верен этому автору с начала своего создания. Еще в 1921 году Евгений Вахтангов поставил «Вечер А. П. Чехова», премьера которого прошла 15 ноября, спустя два дня после рождения нового театра, которое состоялось 13 ноября того же года.
Ученик Сергея Женовача Айдар Заббаров в 2020 году представил эскиз по рассказу Чехова «Рыбья любовь» и как режиссер был приглашен в легендарный театр на постановку теперь уже полноценного спектакля, выбрав «Попрыгунью».
Вот что режиссер рассказал о мотивах своего выбора: «Это произведение лежит в моем режиссерском портфеле с третьего курса ГИТИСа. У нас был семестр, посвященный творчеству Антону Павловича. Я как раз работал над «Попрыгуньей». Тогда этот эскиз не дошел до показа, но желание вернуться к тексту крепко засело. Так что это своего рода гештальт. В «Попрыгунье» я нашел такой момент, ради которого, на мой взгляд, стоит придумывать спектакль. Для кого-то он покажется незначительным, а для меня является ключевым и раскрывает главную суть произведения. Изначально Антон Павлович назвал рассказ «Великий человек», но в последний момент написал редактору и попросил заменить на «Попрыгунью». Как вы помните, в финале, когда Дымов заболел, к нему, не сговариваясь, приехали все его товарищи-врачи. День и ночь они дежурили у постели больного. Пытались сделать все возможное, чтобы его спасти, но, увы. Однако в этом «поражении», на мой взгляд, скрыта их победа. Я увидел настоящее братство, сплочение людей перед бедой, людей, которые оказались в доме Дымова по любви, по зову сердца. Для меня это самое ценное…»
Вот именно этот мотив людского единения перед настоящей бедой и стал основой для создания спектакля. Финальная сцена, когда к умирающему доктору Дымову бегут и бегут его коллеги, сбрасывая на руки Ольги Ивановны свои пальто и шинели, а она все ниже пригибается под ворохом этой невыносимой ноши, становясь реальным воплощением мысли и Чехова, и режиссера о сплочении людей перед бедой. И милая попрыгунья по случаю стала ее участником.
Чеховский рассказ в этом спектакле смело препарирован режиссером на отдельные сцены, контрастирующие между собой, как и его герои. Доктор Дымов, человек до конца преданный своему призванию, почему-то полюбил недалекую, рядящуюся в образ этакой светской львицы с потугами на собственное место в искусстве: то ли художница, то ли певунья, то ли музыкантша. Ее легковесность, зацикленность на людях искусства приводит к измене, предательству. Дуэт Евгении Ивашовой и Яна Гахарманова прекрасен именно вот этим несовпадением во всем. Ветреная, непостоянная попрыгунья, которая не щадит своего мужа – потрясающего человека и профессионала. Он работает даже в морге, отрывая время от науки, чтобы обеспечить своей глупенькой жене комфортную, легкую жизнь. Отдается без остатки выбранному призванию (в первой сцене спектакля он без конца просматривает рентгены туберкулезников). И рядом Ольга Ивановна, поющая с гостями романсы, а потом преследующая со своими эскизами бросившего ее любовника – художника Рябовского. Его играет Юрий Поляк. Играет интересно, ярко, его герой и новую пассию выбирает шокирующе яркой внешности, в кровавого цвета платье с бесконечным шлейфом. Художник!
Спектакль «Попрыгунья» хоть и поставлен в камерном зале, своей сценографией дает реальную картину происходящего. Гостиная с гладким полом, на которой выплясывает Ольга Ивановна с гостями, трансформируется в прозекторскую с лежащими на металлических столах покойниками. Сильная метафора человеческого бытия. Чеховский мотив…
Ирина Шведова.
Фото предоставлены пресс-службой театра.