Об этом в ходе пресс-конференции в НСН предупредил врач иммунолог-аллерголог Владимир Болибок.

По его словам, объясняется это тем, что приобретенный россиянами после предыдущей волны, которая отмечалась в феврале-марте этого года, естественный иммунитет практически исчез:
«Свойство естественного иммунитета – исчезать через 7 – 8 месяцев. То есть если прибавить их к марту, то как раз получится то, что мы сейчас имеем (т. е. ухудшение эпидобстановки. – С. И.). Произошло ослабление коллективного иммунитета, приобретенного естественным путем. Кроме этого, у нас не было массовой ревакцинации, какая была в конце 2021 года. Вследствие всего этого ворота для новой атаки коронавируса практически открыты. Так как иммунитет ослаб, люди стали восприимчивее к вирусу. Но, слава богу, речь идет про иммунитет, который обусловлен антителами, а вот клеточный иммунитет – это штука гораздо более мощная и длительная, и наша клеточная иммунная система помнит о том, что существует такая опасность, как коронавирус, и она предохраняет людей от тяжелых форм заболевания. Вследствие этого коронавирус постепенно перетекает в типичную ОРВИ, не требующую госпитализации».
Хотя, как отметил Владимир Болибок, «в июле этого года все были сильно напуганы появлением нового штамма – пирола – с большим количеством мутаций»:
«Но за прошедшее время эпидобстановка в странах, где он распространяется, не особо изменилась. То есть вначале многие опасались, что этот новый штамм будет особо вирулентным и контагиозным, что будет большое количество летальных исходов, но статистика, по крайней мере пока, не говорит о том, что мы столкнулись с чем-то чрезвычайным. Скорее всего, это будет очередной вариант пресловутого омикрона, с которым мы уже живем полтора года».
О «циркуляции штаммов» коронавируса в России и в мире рассказал еще один участник пресс-конференции, завлабораторией бионанотехнологии, микробиологии и вирусологии Новосибирского государственного университета, академик РАН Сергей Нетесов:
«Сейчас, к сожалению, мы видим только очень обрывочные данные, и, к сожалению, не по России. Я знаю, что у нас уже есть один или два случая пиролы. Кстати, позавчера их еще не было. Эрис (еще один штамм коронавируса. – С. И.) выявлен уже давно, несколько месяцев назад. Но соотношение штаммов мы не видим, так как определять их соотношение – дело недешевое. Я отслеживаю 2 – 3 сайта (один из них – это сайт центра контроля заболеваемости штата Небраска), там очень детально составлено распределение по штаммам, и, по их данным, пока что основным является вариант «эрис» и более ранние варианты коронавируса. В Великобритании есть тоже самое, и там тоже сейчас доминирующим вариантом является эрис и его субварианты. Вариант «пирола» там появился всего неделю назад и пока распространен там не сильно».
Но, как отметил Сергей Нетесов, пирола настораживает тем, что этот вариант очень сильно изменен по сравнению с эрисом и по сравнению с омикроном, и поэтому ожидается, что он будет преодолевать иммунитет, приобретенный ранее:
«И не забудьте, что наша вакцина «Спутник» настроена на исходный уханьский вариант. В мире есть всего несколько вакцин, которые настроены на омикрон. Они уже запущены, и ими уже вакцинируются. С нашей вакциной, конечно же, будет похуже, поскольку она отстает эволюционно от тех штаммов, которые есть».
Но, как говорится, чем богаты, тому и рады… И лучше ревакцинироваться заранее, ведь цифры заболеваемости растут почти на 50% в неделю: так, по данным Роспотребнадзора, за прошлую неделю заболеваемость COVID-19 выросла в России почти в 1,5 раза — на 48%, до 8,2 случая на 100 тыс. населения.
Сергей Ишков.
Фото Андрея Никеричева / агентство «Москва»