Вначале не стали «изобретать велосипед», а теперь, похоже, время требует возвращения к этой задаче. То есть – к созданию своего автопрома. Только задача за прошедшие двадцать лет усложнилась.
В мае в индустриальном парке «Есипово» Солнечногорского округа начнется выпуск машин на бывшем заводе «Мерседес». Об этом в эфире телеканала «24» сообщил губернатор Московской области Андрей Воробьев: «Мерседес» с мая начинает работать. С конвейера сойдут новые автомобили китайского бренда. В их качестве мы убедились».
Немецкий завод начал работать в Подмосковье пять лет назад. Но в марте 2022 года в рамках западных санкций германский автоконцерн прекратил деятельность и продал активы. Как будут называться «новые автомобили китайского бренда» – пока неизвестно. Предполагается, что «Лисьян» (LiXiang) и «Айто» (Aito).
Истории с названиями, брендами весьма показательны. В Петербурге приступил к выпуску автомобилей бывший завод Nissan. Скоро они выйдут в продажу. Два года назад директор АвтоВАЗа Максим Соколов предупреждал: «Это будут китайские автомобили – не стоит делать из этого секрет Полишинеля. <…> Раскрывать все секреты еще немножко рано, но могу сказать, что эти автомобили будут современными, качественными, с высокими потребительскими достоинствами и с высочайшими стандартами безопасности. Они будут производиться под брендом Lada <…> в тех сегментах и тех классах автомобилей, которые не будут конкурировать с той продукцией, которую сегодня выпускает Волжский автомобильный завод».
Однако АвтоВАЗ попал под западные санкции и дистанцировался от петербургского предприятия. Теперь китайские «Лады» будут продаваться под брендом XCITE (Иксайт). Правда, в городе идет сбор подписей под петицией, которая призывает назвать автомобиль «Петербуржец». С объяснением и некоторой обидой: дескать, в Москве есть «Москвич», почему бы и Петербургу не иметь свой автобренд. Только и наш «Москвич» собирается из китайских комплектов и запчастей. Но это все уже привычно.
В прошлом году доля китайских автомашин на российском рынке составила 51%, российских – 33%. (https://китайские-автомобили.рф/2024/01/10/rossijskij-rynok-2023/) Что дальше?
21 год назад министр экономического развития Герман Греф (сейчас он глава Сбербанка) выступил с программным заявлением: «Я не верю в то, что наши автомобили – «Жигули», «Волга» – имеют будущее. Изобретать велосипед не нужно. Нам нужно создать привлекательные условия для размещения здесь мировых автомобильных концернов».
Так в России, от Калининграда до Елабуги и Ульяновска, появились иностранные автозаводы. Только в Калуге и Петербурге, в Калужской и Ленинградской областях выпускались Volkswagen, Skoda, Mitsubishi, Volvo, Renault, Hyundai, Kia, Nissan, Toyota, Ford, Opel, Chevrolet. Наверно, все было правильно, с учетом интеграции в мировую экономику, с перспективой трансферта высоких технологий.
Но в 2022 году иностранные концерны ушли с российского рынка. И теперь наши автопомыслы обращены к Китаю. Однако…
«К сожалению, мы продолжаем наблюдать крайне агрессивную ценовую экспансию со стороны импортируемых автомобилей китайских брендов, которые не заинтересованы и не видят стимула в локализации своего производства в России, что загрузило бы дополнительными заказами и российскую компонентную отрасль, – говорит директор АвтоВАЗа Максим Соколов. – Аналитики отмечают, что у ряда пришедших в Россию восточных брендов наблюдается дефицит запчастей, а у автосервисов – сложности с заказом деталей для обслуживания и ремонта».
Это означает – на коротком китайском поводке. Китай не заинтересован в том, чтобы строить в России автозаводы, ему выгодней экспортировать, продавать нам машины, которые производятся в Китае.
Да, в России построен завод Haval, но это еще в 2019 году, когда была конкуренция с западными концернами. Сейчас ее нет. Для Китая ставить свои заводы в России – значит, во-первых, лишать рабочих мест и зарплат своих граждан. Во-вторых, терять долю прибыли от производства. Не говоря уже о том, что завоз машин дает рабочие места и заработок также и китайским экспортным организациям.
В общем и в целом – колониальная политика в чистом виде. Покупают сырье – продают готовый товар. В том числе и комплектующие для работающих российских предприятий.
Российские промышленники и поддерживающие их думские депутаты предлагают повысить сборы при ввозе китайских машин в страну, дабы защитить отечественного производителя. Их уже повышали: в результате поднялись розничные цены. Сейчас китайская машина в России в полтора-два раза дороже, чем то же авто в Китае. То есть все оплатят российские покупатели? (https://www.ixbt.com/news/2023/08/28/s-jetim-nado-chtoto-delat–pochemu-kitajskie-mashiny-v-rossii-v-25-raza-dorozhe-objasnili-nagljadno.html?ysclid=lv6rd1aqdf694769217) К тому же нет гарантий, что и отечественные производители, пользуясь ситуацией, не поднимут цены на отечественные машины. По официальным данным, за 2023 год машины АвтоВАЗа подорожали в среднем на 14,25%. В 2022-м – еще больше. (https://лада.онлайн/auto-news/autovaz/34642-naskolko-podorozhali-novye-avtomobili-lada-za-2023-god.html)
В общем, вначале не стали «изобретать велосипед», а теперь, похоже, требуется возвращение к этой задаче. То есть – к созданию своего автопрома. Только задача за прошедшие двадцать лет усложнилась. Чтобы сделать автомобиль, отвечающий современным требованиям, необходим комплекс высоких технологий на всех уровнях.
P.S. С мая цены на «Лады» повышаются. «И АвтоВАЗ, и наши поставщики вынуждены применять сложные логистические и финансовые цепочки. Все это создает предпосылки для пересмотра цен», – объявил директор АвтоВАЗа на прошедшем съезде Российского союза промышленников и предпринимателей.
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.
Фото с сайта ixenmotors.ru