С Лужковым по Москве: субботний день в рабочей группе мэра

29 лет назад, 6 июня 1992 года, президент России Борис Ельцин назначил на пост ушедшего в отставку мэра Москвы Гавриила Попова его заместителя, Юрия Лужкова. С тех пор началась эпоха «Москвы Лужкова». Юрий Михайлович каждую субботу совершал поездки по строящимся объектам в Москве, чтобы лично проинспектировать работы на всех этапах. В одной из таких поездок посчастливилось принять участие и автору этих строк.

Ранним утром от мэрии отправлялся микроавтобус «Газель» с журналистами, в котором по стандарту было всего 8 пассажирских мест. Первая группа журналистов уже уехала, оставшиеся боролись за места в автобусе. Многие из них недоумевали и выражали недовольство тем, что я, тогда еще 12-летняя девочка, занимаю целое место, ведь могу поехать на коленке отца. Несмотря юный возраст, я все понимала и всегда уважала мнение старших коллег, поэтому их пожелания были учтены. Наконец, мы отправились в строящийся жилой комплекс Покровское-Глебово.

На берегу Химкинского водохранилища шло масштабное строительство, будущие жители комплекса собрались, чтобы поприветствовать мэра. К его приезду все было готово, кроме газона. Несколько рабочих стремительно и усердно раскатывали рулоны зеленого газона, который, казалось, сразу прирастал к почве. Юрий Лужков приехал на вишневом «Москвиче», созданном по его специальному заказу.

– Юрий Михайлович, спасибо за новый район, Вы наш любимый мэр! – доносилось из толпы встречающих.

Лужков, как, впрочем, всегда, реагировал приветливо, и даже поклонился собравшимся в ответ.

В небольшом шатре Юрий Михайлович собрал руководителей проекта. Как всегда, поджав нижнюю губу, внимательно изучал проект ЖК, а застройщик Тимур Тимербулатов докладывал мэру о ходе строительства. Лужков уделял внимание буквально каждому уголку района и указывал докладчику на дополнительные нюансы. Казалось, что работа идет идеально, по крайней мере, со слов застройщика. Юрий Михайлович, выслушав доклад, молчал, что заставило собравшихся немного напрячься. После этого, облокотившись на руку, спокойно сказал, что в целом все хорошо, но он будет периодически наведываться на объекты, чтобы слова застройщика не расходились с делом.

Отчет закончился, все выдохнули и заторопились к выходу. На улице по-прежнему стояли люди, махали Лужкову и что-то, радостно улыбаясь, выкрикивали. Им не терпелось въехать в свои новые квартиры.

Юрий Михайлович приветственными жестами отвечал жителям и параллельно говорил своим заместителям, что все должны постараться, чтобы людям здесь жилось комфортно.

Лужков сел в машину, и журналисты тут же позаскакивали в автобусы, которые рванули за машиной мэра.

Следующим инспектируемым объектом стала овощная база. Большие складские помещения были наполнены овощами, выращенными на нашей земле. Юрий Михайлович брал в руки морковь, капусту и повторял: «Наше, наше!». Мне показалось, что этот визит был спонтанным, так как работники базы даже не успели испугаться, а некоторые женщины – причесаться. Юрий Михайлович любил совершать незапланированные проверки.

Тем временем число журналистов, сопровождающих мэра, увеличилось, чего не скажешь о количестве мест в микроавтобусах.

 

 

Выйдя из здании склада, я увидела, что вся пресса уже готова к старту, а наши с отцом места заняты. Тем временем Лужков со своим заместителем Валерием Шанцевым направлялись к автомобилям.

Внезапно перед ними появляюсь я с фотоаппаратом, и делаю снимок. До этого дня мы уже не раз встречались с Юрием Михайловичем на разных мероприятиях, так что мое лицо ему показалось знакомым, к тому же моя яркая куртка совпадала цветами курткой пресс-секретаря мэра Сергея Цоя и привлекала внимание.

 

Фото Сергея Федоренко

– Юрий Михайлович, а можно с вами в машине поехать? – даже не знаю, как я набралась наглости задать этот вопрос. – Мне не осталось места в автобусе с журналистами.

– Ну, поехали, – ответил Лужков.

Однако делегация не спешила рассаживаться по машинам – все стояли на улице и обсуждали овощебазу. Внезапно около меня появился телохранитель мэра Владимир Шукшин. Тогда он казался мне настолько высоким и огромным, что моя шапка упала назад, пока я поднимала на него взгляд.

– Не наглей! – очень убедительно сказал мне Шукшин и сел на переднее сидение автомобиля.

Понимаю его, но было поздно, ведь я уже обнаглела.

Я обошла авто сзади и робко постучала в боковое стекло. Пауза затянулась, мне казалось, на несколько минут. Я смотрела на свое отражение в черном тонированном стекле вишневого эксклюзивного «Москвича» и понимала, что сейчас машина просто поедет, а я так и останусь здесь стоять. Потеряв надежду, я уже собралась сделать первый шаг к отступлению, как вдруг электроподъемник медленно потянул черное стекло вниз. В проеме появился Юрий Михайлович и скомандовал: «Садись!».

Я впрыгнула в машину, села и молча смотрела перед собой. Юрий Михайлович снял кепку, положил себе на колено и, немного прихлопнув по ней ладошкой, с выдохом сказал: «Ну, рассказывай».

В горле пересохло, но пришлось собраться – я начала рассказывать мэру историю своей фотографической деятельности. Он удивлялся и не понимал, как я попадаю на серьезные мероприятия в Москве в свои небольшие годы. Для меня было большой честью рассказать, а тогда скорее похвастаться, что председатель Союза журналистов России, ныне Почетный председатель, Всеволод Леонидович Богданов, в качестве исключения, принял меня в члены СЖР.

Кортеж плыл по столице спокойно, без перекрытия движения. Когда наш разговор прерывался, Юрий Михайлович смотрел в окно, замечая любые мелочи: где-то бордюр развалился, где-то лепнина на здании посыпалась… Когда он видел гуляющих москвичей, семьи с детьми, его лицо озарялось улыбкой. Жители столицы знали автомобиль мэра, некоторые даже приветливо махали вслед! А Юрий Михайлович махал им в ответ, и мне казалось, он забывал, что салон автомобиля оборудован черной как ночь тонировкой. Позже я поняла – он не может не реагировать на приветствия горожан, и, проявляя уважение к ним, машет в ответ, пусть этого никто и не видит.

– Настя, а деньги тебе твое увлечение приносит? – внезапно переключился с видов в окне на меня народный мэр.

– Внештатным корреспондентом взяли в «Донецкие новости», – с гордостью ответила я.

– Понятно. Деньги, спрашиваю, зарабатываешь? – с улыбкой спросил Лужков.

– В 1996 году получила гонорар за свои фотографии в «Известиях», – слегка запнувшись, смущенно ответила я.

– А почему фотоаппарат изолентой перемотан? – продолжил расспросы Юрий Михайлович.

Я развела руками, а Лужков вновь повернулся к окну. В 1992 году ему досталась сложная Москва. Он уделял внимание социальной защите москвичей, активно развивалась программа «Социальная ипотека», очередники могли получить низкопроцентный кредит на жилье в столице. При Лужкове проходила реставрация памятников Москвы, появились важные транспортные развязки, особенно благодарили мэра за Третье транспортное кольцо. Во время его руководства был восстановлен Храм Христа Спасителя. Строились новые дома и развивались районы. Всех заслуг Юрия Михайловича и не перечислить. Были, конечно, и недовольные. Как бывает и, скорее всего, будет всегда, – поскольку правда у каждого своя.

– Фотографу не дело быть без фотоаппарата, – вновь вернулся к разговору Лужков, повернувшись ко мне.  – Купим. Тебе нужен фотоаппарат.

Мы подъехали к мэрии. Попрощались. Счастливая от слов Юрия Михайловича, я стояла на Тверской и не могла поверить в нашу поездку. Немного опомнившись, вдруг поняла – кроме моего перемотанного фотоаппарата у меня с собой ничего нет: все осталось у отца, а он остался на овощебазе. Но у нас был договор, как и у многих детей с родителями: если что – встречаемся в условленном месте. Я медленно, вновь и вновь прокручивая в мыслях беседу с Юрием Михайловичем, пошла к памятнику Жукову. Это и был наш с отцом пункт сбора.

Фотоаппарат, спустя короткое время, мне действительно купили. А через 18 лет мы снова встретились с Юрием Михайловичем в его офисе в Сытинском переулке. Я подарила Лужкову его портрет, сделанный мною в те годы, черно-белый, в красной рамке, где он в кепке, улыбаясь, с гордостью смотрит на лучший город Земли!

 

Анастасия Федоренко.

Фото автора

Добавить комментарий