До 17 сентября, начала всенародного голосования за кандидатов в депутаты Государственной думы РФ, осталось немногим больше двух месяцев. Если основной массе населения пока не до них, то в государственно-политических структурах атмосфера накаляется, и прежде всего – на внешнем фронте.
Так, на днях Василий Пискарев, председатель парламентской Комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России, передал председателю Центризбиркома Элле Памфиловой подборку собранных комиссией документов.
«В передаваемых вам материалах содержатся доказательства того, как проходит обучение за рубежом на тренингах нежелательных НПО, материалы вебинаров и «методички» нежелательных организаций по обучению тому, как добиться определенного результата на выборах. Одним словом, здесь все о той систематической работе, которую проводят страны Запада, чтобы повлиять на волеизъявление наших избирателей и провести своих «агентов влияния» в органы власти России», – подытожил Пискарев.
Кого конкретно он имел в виду под «агентами влияния», депутат не уточнил. Но мы знаем: структуры несистемной оппозиции практически уже отстранены от предстоящих выборов, их объявили «иностранными агентами», «экстремистскими организациями», отдельные лица обвинены в «причастности к экстремистским организациям», арестованы, осуждены или вытеснены из страны. То есть ведется и точечный огонь на поражение, и, как говорят артиллеристы, – «по площадям».
Главная батарея – Временная комиссия Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ, созданная четыре года назад. Недавно ее председатель, сенатор Андрей Климов, сообщил: «Мы проанализировали итоги нашей законотворческой деятельности, в результате которой были приняты и вступили в силу в текущем году 5 федеральных законов».
Федеральный закон – это очень серьезно. А судя по профилю комиссии, речь о законах, по которым «нежелательным» будет более чем затруднительно выдвинуть свои кандидатуры.
С мая этого года в рамках Комиссии начала работать специальная мониторинговая группа под руководством сенатора Владимира Джабарова. В конце июня он представил отчет о работе за два месяца. Процитирую подробно:
«Иностранные центры, прежде всего, американские, стран Евросоюза и НАТО, а также Украины еще до официального объявления российских парламентских выборов начали активную, масштабную и системную работу по их дискредитации… Понимая невозможность повлиять на подлинное волеизъявление российских граждан, иностранными центрами ставится задача вызвать недоверие к самим итогам российских выборов… По имеющимся данным, конкретная деструктивная работа по поводу сентябрьских выборов 2021 начата весной и координируется Госдепартаментом США. В ее реализации предполагается использовать аффилированные с Госдепом и американскими спецслужбами признанный в РФ иноагентом Фонд борьбы с коррупцией и признанную в России нежелательной организацию «Открытая Россия». Упомянутые структуры и другие ставленники Вашингтона должны, по заслуживающей доверия информации, с момента объявления начала избирательной кампании выдвигать кандидатами в депутаты Госдумы лиц из числа своих активистов – граждан России, которые не могут, согласно действующему российскому законодательству, быть зарегистрированными на законных основаниях. Таким образом, искусственно создается заведомо провокационная ситуация. Власти США и их союзники смогут поднять информационную шумиху о якобы массовых нарушениях избирательных прав. Должностные лица стран НАТО и ЕС, СМИ и социальные сети, как бы независимые НПО и эксперты будут скоординировано требовать от российских властей «справедливости», то есть вопреки российским законам зарегистрировать официальными кандидатами определенных из-за рубежа лиц…
В момент проведения голосования с помощью элементов искусственного интеллекта из-за рубежа предполагается проведение мониторинга записей с видеокамер, установленных на избирательных участках для контроля над выборами… Данный поиск, по замыслу его организаторов, позволит создать иллюзию массовых нарушений и с помощью так называемых добровольных помощников, прошедших отбор и обучение американцами, сразу после окончания голосования планируется объявить о неопровержимых доказательствах злонамеренного подхода к выборам российских властей и массовых подтасовках».
Конец цитаты.
Ключевое слово здесь – «дискредитация». В частности, «с помощью мониторинга записей с видеокамер», чтобы «создать иллюзию массовых нарушений».
Правда, не совсем понятно, почему камеры видеонаблюдения «дискредитируют» выборы. Наоборот – так обеспечивается открытость, контроль. А если кое-кто нарушит правила, что и зафиксируют камеры, того власти накажут по всей строгости закона, что только повысит легитимность результатов голосования.

Практика показывает, что массовые нарушения выборного законодательства происходят у нас без всякого вмешательства извне. Например, в сентябре прошлого года состоялись выборы глав 20 субъектов Федерации и депутатов законодательных органов государственной власти в 11 регионах РФ.
«Вот от нас 79 жалоб в ЦИК РФ и прокуратуру, – заявил тогда лидер ЛДПР Владимир Жириновский. – Вброс бюллетеней… Фальсификация итогов голосования – 18 случаев, подкуп избирателей – 5, незаконная агитация – 10 случаев, нарушение голосования вне помещения – 4 случая, нарушение порядка голосования – 6, прав избирателей – 3 случая, нарушение прав членов комиссий и иные – 22 случая, подвоз избирателей на досрочное голосование, «карусели», нападение на кандидатов в депутаты городского совета Новосибирска, угроза расправой…»
Возмущался и председатель КПРФ Геннадий Зюганов: «Никакой нормальной избирательной кампании и в этот раз не наблюдается. Мало того, эта кампания, на мой взгляд, одна из самых циничных и грязных… Замечу: в самые глухие времена Ельцина такого маразма не было… Теперь власти ввели трехдневное голосование. А что это означает на практике? Чтобы обеспечить контроль над голосованием, на участке необходимы как минимум три наблюдателя. Потому что если наблюдатель один и отошел чаю попить, фальсификация обеспечена, результаты можно не считать. При этом ни один человек не в состоянии в течение трех дней подряд выдержать режим, в котором работают наблюдатели. Тех, кто день отработал на участке, на следующий день нужно заменить. Значит, на три дня вам необходимы 9 – 10 наблюдателей на участок. Если у вас их нет, вы не можете полноценно проконтролировать, что происходит во время голосования и при подсчете голосов. В России, напомню, 106 тысяч таких участков. Получается, чтобы их проконтролировать, нужен миллион наблюдателей. Это же абсолютно нереально! Вот на это и делают ставку те, кто заинтересован в «совершенствовании» механизма подтасовки результатов выборов под предлогом дополнительных «удобств» для избирателей».
Допустим, Жириновский и Зюганов были необъективны, поскольку представляют «заинтересованные стороны». Но председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова – над схваткой. Приведу выдержки из ее выступлений 2019 года:
«Были возбуждены уголовные дела, и вот недавно закрыли уголовные дела, поскольку они извинились, пять человек признали себя виновными. Уголовное дело закрыли. Вот как к этому можно относиться?.. Все как с гуся вода. Это реальная безнаказанность».
«Как можно эффективно бороться с нарушениями, когда мы убеждены, что были фальсификации, передаем материалы в региональные следственные органы, прокуратуру, МВД и получаем ответ, что ничего не обнаружено? ЦИК мечет громы и молнии, а потенциальные фальсификаторы уверены: им все сойдет с рук. Как следствие – полная безнаказанность породила беспрецедентное хамство, наглость, преступное пренебрежение законом».
«Одна из основных проблем – это, действительно, проблема выявления и наказания заказчиков, организаторов этих процессов. К сожалению, пока в основном они уходят в тень… Я их давно назвала мерзавцами, считаю, что это мразь. К сожалению, это не в наших силах – добраться до них…»
Из всего этого следует три вывода.
Первый. Ни Зюганов, ни Жириновский, ни Памфилова не являются «иностранными агентами» или другими подобными лицами, однако они громко говорят о массовых нарушениях на выборах.
Второй. Бессильны в данном случае не только лидеры парламентских фракций, далеко не последние люди в системе власти, – бессильна и председатель Центральной избирательной комиссии.
Третий вывод. Может, следует в помощь ЦИК создать наделенную особыми полномочиями Чрезвычайную комиссию (ЧК) для предотвращения внутреннего вмешательства и внутренней дискредитации выборов в России?
Сергей БАЙМУХАМЕТОВ.